Технология работы над сочинением как способ развития творческого воображения младших школьников

Образование и воспитание » Работа над сочинением как способ развития творческого воображения младших школьников » Технология работы над сочинением как способ развития творческого воображения младших школьников

Страница 10

постановка цели работы;

рассматривание картинок и уяснение сюжета;

озаглавливание картинок;

устные рассказы по получившемуся плану.

Рассказы составляются коллективно. Варианты заголовков обсуждаются. Ответы на каждый пункт плана коллективно редактируются.

Устные рассказы во II классе составляются и по демонстрационным картинам, изображающим лишь один эпизод (в отличие от сюжетных картинок), который учащиеся должны развернуть в сюжет. Рассказам по картине может предшествовать чтение художественных произведений, близких по теме к изображенному на картине. Рассказы составляются коллективно под руководством учителя с постоянной корректировкой высказываний. План работы над устным рассказом по картине может быть таким:

рассматривание картины;

высказывания детей о том, что они видят на картине;

беседа по выявлению содержания, в процессе которой не только уясняются факты, но и устанавливаются причинно-следственные связи между явлениями и действиями;

чтение готового плана и составление ответов на каждый его пункт. Можно предложить детям слова, которыми они воспользуются в своих ответах;

полный устный рассказ по картине. [21, с.200] (Приложение 7)

Отметим наиболее эффективные приемы работы над сочинением в III и IV классах.

Третий и четвертый классы.

Третьеклассники учатся работать над текстом самостоятельно. Все меньшее место занимает подготовительная коллективная работа непосредственно перед рассказыванием или написанием сочинения. Все чаще учащиеся получают индивидуализируемые темы для рассказов и сочинений (например, «Самый интересный день каникул» - тема едина для всех, но раскрывает ее каждый по-своему, так как у каждого свои события, свои впечатления).

В IV классе число индивидуализированных тем возрастает, а также практикуется выбор собственных тем из числа предложенных учителем или самими детьми.

Дети любят живое действие, им ближе, доступнее повествование, поэтому в начальных классах преобладают повествовательные сочинения, а описание играет вспомогательную роль.

Сочинения с элементами рассуждения - новый вид работы. Рассуждение - наиболее сложный способ изложения мыслей, так как основывается на понимании причинно-следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения. Такими умениями дети еще не владеют, их нужно вырабатывать постепенно.

Обучение элементарному рассуждению удобно связать с коллективной работой над планом сочинения. Приведем пример подготовки сочинения на тему «Что я люблю рисовать».

В III и IV классе учащиеся пишут сочинения по демонстрационным картинам. Для этой цели рекомендуется несколько пейзажных полотен русской реалистической живописи («Первый снег» В.Д. Поленова, «Конец зимы» К.Ф. Юона, «Март» И.И. Левитана).

Сочинение по пейзажной картине - работа новая для учащихся, поэтому, начиная ее, учитель должен продумать методику. Ему важно не только помочь учащимся составить и записать сочинение по картине, но и позаботиться об эмоциональном воздействии живописного полотна на учащихся научить детей читать картину, осмысливать ее содержание.

Чтобы решить эти задачи, учителю следует всю работу над сочинением по художественной картине проводить в определенном порядке.

Таким образом, сочинение - это одно из учебных упражнений, некий продукт накопленных знаний и умений, а одновременно и небольшой шажок к новым умениям в передаче своих мыслей, знаний, чувств, намерений.

Упражнение не просто самостоятельное, но достигающее в счастливый момент уровня творчества, через формальные умения - накопления материала, его систематизацию, расположение, логику, выбор слов и образных средств, через построение предложений и текста приближает автора к самораскрытию, самовыражению личности.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 

Полезная информация:

Психолого-педагогические основания воспитания организованности как ключевого качества личности в младшем школьном возрасте
Человек – существо социальное. Сущность комплексного восприятия всех его индивидуальных качеств передается в таком понятии как личность. По мнению Л.И.Божович, "личность – это человек, который достиг определенного, достаточно высокого уровня своего психического развития. Самая существенная хар ...

Анализ литературы по проблеме исследования
Модульное обучение в первоначальном виде зародилось в конце 60-х годов и быстро распространилось в англоязычных странах, прежде всего, в США, Англии и Канаде. Вскоре им заинтересовались и исследователи России. В настоящее время накоплен достаточный материал научных сведений по вопросам модульного о ...

Размер выборки
Чтобы полностью определить схему выборки, надо договориться о том, сколько человек следует опросить или сколько произвести измерений. Учащимся надо объяснить, что идеальным будет охват исследованиями всех объектов совокупности, если это возможно. Поскольку же это возможно далеко не всегда, особенно ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru