По запасам в земной коре железо занимает 4-е место среди вех элементов после кислорода, кремния и алюминия. Намного больше железа в ядре планет, которое, по предложениям ученых, состоит из никеля и железа. Но это железо вряд ли станет доступным в обозримом будущем. В связи с этим важнейшим источником железа остаются залегающие на поверхности земли или небольших глубинах такие минералы, как магнетит Fe2O4, гематит Fe2O3, сидерит FeCO3.
(Демонстрируется слайд №7 с фотографиями основных минералов железа).
Они составляют основу главных железных руд – магнитного, бурого, красного железняка. Больше всего железа – 72,4% - содержится в магнетите.
(Демонстрируется слайд №8 с диаграммой, отражающей содержание железа в минералах).
На территории Мордовии (Ельниковкий, Краснослободский районы) есть месторождения железной руды, но они слабо изучены.
(Демонстрируется слайд №9 - карта с отображением расположения перечисленных районов на территории республики Мордовия).
Далее речь ведется о физических свойствах: железо – серебристо-белый блестящий металл (tпл=1539 C, tкип=3200 C), обладающий ферромагнитными свойствами, довольно тяжелый (ρ =7,87 г/см3). Железо пластично, т.е. ему можно придавать большую прочность и твердость за счет термического и механического воздействия (закалка, прокатка).
Существует железо технически чистое и особой чистоты. Разница в их свойствах – и физических, и химических – значительна. Технически чистое железо называется низкоуглеродистой электротехнической сталью. В этом названии отражены назначение материала и содержание главных примесей: углерода 0,02-0,04%, а кислорода, серы, азота и фосфора еще меньше.
Железо особой чистоты содержит менее 0,001% примесей.
Оба материала обладают хорошими магнитными свойствами, хорошо свариваются. Однако если технически чистое железо – металл средней активности, то высокочистое – почти – инертно. У железа высшей чистоты прочность намного меньше, чем у стали или чугуна. Поэтому в качестве конструкционного материала железо особой чистоты не применяется. Но если в него ввести в определенном порядке легирующие добавки, то оно сможет выдержать нагрузку до 600 кг/см2 вместо обычных 17-21 кг/см2.
(Демонстрируется слайд №10 , в котором отражена опорная схема «Физические свойства железа»).
По ходу рассказа учащиеся должны записать физические свойства железа по следующему плану:
Цвет: серебристо-белый
Твердость: твердый из-за примесей
Пластичность: пластичный
Плотность: 7,87 г/см3
Температура плавления: 1539 0С
Далее на экране появляется следующий пункт – химические свойства железа. Учитель задает вопрос: С какими веществами будет реагировать данный металл?
Демонстрируется слайд №11 с опорной схемой.
Работая в парах, учащиеся должны предсказать, какие химические свойства будет проявлять железо?
Учитель просит ребят составить уравнения в соответствии со схемой превращений:
|
| |||
| |||
Учащиеся работают и в тетрадях, и у доски.
Учащиеся переносят полученную схему в тетради. И записывают уравнения реакций, комментируя при этом по цепочке запись соответствующего уравнения реакции, расстановку коэффициентов. Затем проверяют правильность записей, при этом учитель дополняет их ответ:
Таблица 2.2 – Химические свойства железа
Без нагревания |
При нагревании |
С кислородом во влажном воздухе образуется Fe2O3 • nH2O |
С кислородом 3Fe +2O2=Fe2O3 • FeO |
C разбавленными HСl и H2SO4 Fe +2 HCl = FeCl2 + H2 Fe0 + 2H+ = Fe2+ + H20 С HNO3 (конц.) и H2SO4 (конц.) не реагирует |
C хлором 2Fe +3Cl2=2FeCl3 C серой Fe +S= FeS |
С солями Fe +CuCl2 = FeCl2 + Cu Fe0 + Cu2+ = Fe2+ +Cu0 |
С водой 3Fe +4H2O = Fe3O4 + 4H2 C HNO3 (конц.) и H2SO4 (конц.) реагирует |
Полезная информация:
Содержание методики исследования лексики у детей старшего дошкольного
возраста с билингвизмом
Исследование объема и качества пассивного и активного словаря. 1. Исследование пассивного словаря. Цель: Исследовать объем и качество пассивного словаря. Процедура: Ребенку предлагается ряд картинок и следующая инструкция: "Из предложенных картинок найди и покажи . ". Материал: предметные ...
Развитие коммуникативной функции речи
Известны два основных вида речи — диалогическая и монологическая. Каждый из них имеет свои особенности. Так, форма протекания диалогической речи (беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них) побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, ме ...
Рекомендации учителю по работе с агрессивными детьми
Рекомендации были разработаны на основе изученного материала, в ходе работы над курсовой работой ¾ Доверие к ребёнку - основное правило. ¾ Старайтесь быть примером для ребенка. ¾ Уважайте ребенка как личность, имеющую право на свою точку зрения. ¾ Не обманывайте ребенка. ...