Методика проведения урока по теме: «Железо. Физические и химические свойства»

Образование и воспитание » Применение современных компьютерных технологий при изучении химии » Методика проведения урока по теме: «Железо. Физические и химические свойства»

Страница 2

По запасам в земной коре железо занимает 4-е место среди вех элементов после кислорода, кремния и алюминия. Намного больше железа в ядре планет, которое, по предложениям ученых, состоит из никеля и железа. Но это железо вряд ли станет доступным в обозримом будущем. В связи с этим важнейшим источником железа остаются залегающие на поверхности земли или небольших глубинах такие минералы, как магнетит Fe2O4, гематит Fe2O3, сидерит FeCO3.

(Демонстрируется слайд №7 с фотографиями основных минералов железа).

Они составляют основу главных железных руд – магнитного, бурого, красного железняка. Больше всего железа – 72,4% - содержится в магнетите.

(Демонстрируется слайд №8 с диаграммой, отражающей содержание железа в минералах).

На территории Мордовии (Ельниковкий, Краснослободский районы) есть месторождения железной руды, но они слабо изучены.

(Демонстрируется слайд №9 - карта с отображением расположения перечисленных районов на территории республики Мордовия).

Далее речь ведется о физических свойствах: железо – серебристо-белый блестящий металл (tпл=1539 C, tкип=3200 C), обладающий ферромагнитными свойствами, довольно тяжелый (ρ =7,87 г/см3). Железо пластично, т.е. ему можно придавать большую прочность и твердость за счет термического и механического воздействия (закалка, прокатка).

Существует железо технически чистое и особой чистоты. Разница в их свойствах – и физических, и химических – значительна. Технически чистое железо называется низкоуглеродистой электротехнической сталью. В этом названии отражены назначение материала и содержание главных примесей: углерода 0,02-0,04%, а кислорода, серы, азота и фосфора еще меньше.

Железо особой чистоты содержит менее 0,001% примесей.

Оба материала обладают хорошими магнитными свойствами, хорошо свариваются. Однако если технически чистое железо – металл средней активности, то высокочистое – почти – инертно. У железа высшей чистоты прочность намного меньше, чем у стали или чугуна. Поэтому в качестве конструкционного материала железо особой чистоты не применяется. Но если в него ввести в определенном порядке легирующие добавки, то оно сможет выдержать нагрузку до 600 кг/см2 вместо обычных 17-21 кг/см2.

(Демонстрируется слайд №10 , в котором отражена опорная схема «Физические свойства железа»).

По ходу рассказа учащиеся должны записать физические свойства железа по следующему плану:

Цвет: серебристо-белый

Твердость: твердый из-за примесей

Пластичность: пластичный

Плотность: 7,87 г/см3

Температура плавления: 1539 0С

Далее на экране появляется следующий пункт – химические свойства железа. Учитель задает вопрос: С какими веществами будет реагировать данный металл?

Демонстрируется слайд №11 с опорной схемой.

Работая в парах, учащиеся должны предсказать, какие химические свойства будет проявлять железо?

Учитель просит ребят составить уравнения в соответствии со схемой превращений:

+ ?

? + ?

Fe3O4 + ?

Учащиеся работают и в тетрадях, и у доски.

Учащиеся переносят полученную схему в тетради. И записывают уравнения реакций, комментируя при этом по цепочке запись соответствующего уравнения реакции, расстановку коэффициентов. Затем проверяют правильность записей, при этом учитель дополняет их ответ:

Таблица 2.2 – Химические свойства железа

Без нагревания

При нагревании

С кислородом во влажном воздухе образуется Fe2O3 • nH2O

С кислородом

3Fe +2O2=Fe2O3 • FeO

C разбавленными HСl и H2SO4

Fe +2 HCl = FeCl2 + H2

Fe0 + 2H+ = Fe2+ + H20

С HNO3 (конц.) и H2SO4 (конц.) не реагирует

C хлором

2Fe +3Cl2=2FeCl3

C серой

Fe +S= FeS

С солями

Fe +CuCl2 = FeCl2 + Cu

Fe0 + Cu2+ = Fe2+ +Cu0

С водой

3Fe +4H2O = Fe3O4 + 4H2

C HNO3 (конц.) и H2SO4 (конц.) реагирует

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Анализ методических особенностей изложения темы «Углы» в 8 классе средней общеобразовательной школы в различных действующих учебниках по геометрии
«Период традиционных современных учебников» для массовой школы – Л. А. Атанасян и др., А. В. Погорелов, И. Ф. Шарыгин, В. А. Смирнов и др. Появление этих учебников было связанно с желанием авторов вернуться к более традиционному подходу к изучению школьного курса геометрии. Но перед данными учебник ...

Пересказы текстов как важнейшее средство развития устной речи учащихся
Огромное место в становлении речи учащихся исходных классов занимают пересказы разных текстов. Отражение прочтенного является одной из главных форм работы учащихся над учебным материалом и одним из результативных приёмов становления мышления и речи. В связи с этим довольно значительным является воп ...

Терапевтический подход к инновациям в образовании
Образование — это стратегический ресурс страны. Одним из важнейших показателей уровня развития общества (в том числе образования как социального института) служит забота о целостном здоровье. Вместе с тем, образовательная практика на протяжении многих лет устойчиво демонстрирует противоположные - з ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru