Педагогическая проблемная ситуация

Страница 2

Термин педагогическая задача трактуется неоднозначно. Так, Н.В. Кузьмина под педагогической задачей понимает «выражение противоречия, требующее перехода системы из заданного состояния в качественно новое»; М.М. Кашапов – «педагогическую цель учителя, реализуемую в определенных условиях».

По нашему мнению, наиболее полно сущность педагогической задачи раскрывает следующее определение: «Под педагогической задачей понимается осмысленная педагогическая ситуация, с привнесенной в нее целью, в связи с необходимостью познания и преобразования действительности. Педагогическая задача возникает тогда, когда возможно не одно решение, а требуется нахождение предпочтительного способа достижения желаемого результата. Сам же процесс решения задачи представляет собой поиск выхода из затруднения или процесс достижения цели, которая первоначально не сразу кажется доступной».

Ситуация может и не стать задачей, если педагог ее не замечает, игнорирует, не осознает. Проблемная ситуация может восприниматься как задача, но решаться нецелесообразно.

Процесс решения педагогической задачи является творческим. В его этапах выражается взаимодействие теоретического и практического мышления. Можно выделить четыре этапа в решении педагогической задачи:

Постановка педагогической задачи на основе анализа педагогической ситуации, осознания проблемы и определения необходимых конкретных условий для ее эффективного решения. Зачастую педагоги опускают эту стадию и, не проанализировав ситуацию, воспринимая ее как уже встречавшуюся в практике, пытаются решить стереотипно.

Разработка планов и проектов решения поставленной педагогической задачи. Конструирование способа педагогического взаимодействия.

Процесс решения педагогической задачи.

Рефлексивный анализ результатов решения педагогической задачи.

Педагогическое мастерство заключается в умении преобразовать ситуацию в педагогическую задачу и решить ее в контексте поставленной педагогической цели.

Страницы: 1 2 

Полезная информация:

Урок как основная форма организации учебного процесса: педагогический аспект
К педагогическим реалиям сегодняшнего дня относится совместный поиск педагогами и творческим учительством путей совершенствования классно-урочной системы. Нам представляется важным в решении данного вопроса обратиться к педагогическому наследию классиков. Во второй половине XIX века "линия Уши ...

Современное использование видеоматериалов на уроках
Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладаю значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, по данным психологических исследований, более осмысленна, лучше ...

Общая характеристика семейного досуга как сферы жизнедеятельности семьи
Испокон веков подавляющая часть человечества, уделом которой был тяжёлый, изнуряющий труд, жила мечтами об отдыхе, отождествляя его с праздностью. В наши дни о свободном, то есть свободном от обязательной деятельности, времени говорят все. О нём пишут в газетах и журналах, ведут передачи по радио и ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru