Этапы процесса рефлексии

Страница 2

На этапе объективации рефлексивного содержания схематизированное содержание рефлексии интерпретируется как модель рефлексируемой деятельности. Отрефлексированная деятельность может стать предметом специальной мыслительной обработки и исследования. Другими словами, данный этап рефлексии связан с объективацией собственной деятельности при выполнении рефлексивного анализа, что предполагает формирование внешней и отстраненной по отношению к собственной деятельности позиции, освобождение от своего пристрастного отношения. Таким образом, этап объективации замыкает рефлексивный процесс и результаты рефлексивного освоения деятельности могут поступать в сферу мышления.

Объективация является необходимым компонентом рефлексивного механизма, так как на этом этапе результаты рефлексии сравниваются с её процессом и способами получения рефлексивного представления. Отсутствие этого сравнения ведёт к появлению «недостаточной» рефлексии.

Необходимо отметить, что в рефлексивном процессе выделенные этапы протекают последовательно, образуя гетерохронную систему. Вместе с тем интерпретация каждого этапа как сознательного психического действия позволяет выделить их в виде целостных единиц, которые можно целенаправленно формировать. При таком подходе реализация каждого этапа и специальная организация условий осуществления системы действий становятся методической формой обучения рефлексии.

Таким образом, можно поставить задачу проектирования таких форм обучения, в которых рефлексия будет не только принципом обучения, но и предметом целенаправленного формирования.

В настоящее время существует множество методов, способствующих развитию рефлексии. Соответственно целям и задачам разрабатываются новые подходы и пути развития различных аспектов рефлексии (интеллектуального, личностного, кооперативного, коммуникативного). Наиболее полная классификация методов предложена Е.В. Лупшаевой. Согласно данной классификации методов, к ним относятся:

методы решения задач с проблемно-конфликтным содержанием;

методы решения специальных задач – «игра в повтор» – А.З. Зака, планирование и осознание способов действия;

методы «структурированного инсайта», осмысление ситуации или проблемы как определенного содержания в новом контексте;

методы переживания рефлексивного акта в процессе дидактического взаимодействия (партнером, психологом, собственным изображением на видеозаписи);

групповая дискуссия (групповое решение задач, групповая психотерапия);

методы, отработки приемов развития отдельных рефлексивных операций (например, рефлексивного выхода);

методы, развивающие отдельные составляющие рефлексии в процессе диадического взаимодействия (организация совместной деятельности, методика макс-анализа конфликтной ситуации В.А. Смехова и др.)

проблематизация и идеализация, ТРИЗ и др., осуществляемые при решении сложных интеллектуальных проблем;

рефлексивные игры, рефлексивное противоборство, приемы «переигрывания соперника»;

развитие рефлексии в групповом контексте, при решении задач, стоящих перед группой, специальные формы игр и групповых обсуждений; методы в сложно организованных групповых ситуациях (организационно-деятельностные, организационно-обучающие игры, социально-психологические тренинги).

Среди многообразных выделенных психолого-педагогических способов воздействия, которые можно использовать для целей развития и обучения рефлексии, обращают на себя внимание методы активного обучения (последняя группа методов), а, в частности, организационные игры, где рефлексия является одним из принципов методики проведения обучения.

Итак, современное состояние изучения проблемы рефлексии в психологии характеризуется многообразием и противоречивостью подходов к ее определению и пониманию, к выделению различных ее видов, уровней и функций, что, по всей видимости, обусловлено различными методологическими ориентациями, а также многоаспектностью и самого феномена рефлексии, многообразием «предметов», на которые может быть направлена рефлексия.

Страницы: 1 2 

Полезная информация:

Восстановительный этап логопедических занятий
Трудности логопедической работы по восстановлению голоса детей с органическими поражениями гортани обусловлены рядом факторов: нарушением анатомической целостности гортани, физической ослабленностью ребенка, снижением активности его высших психических процессов, задержкой речевого развития. Поэтому ...

Принципы учебной деятельности
Учебная деятельность характеризуется своими специфическими принципами. Результатом учебной деятельности в каждый момент является в общем виде приобретаемый новый опыт. Новый опыт может классифицироваться по-разному. Наибольшее распространение в педагогической литературе получила концепция М.Н. Скат ...

Результаты опытно-экспериментальной работы
Диагностика отношения к предмету, результатов обучения, воспитания и развития. Диагностика выявляет отношение к предмету. Учащимся были предложены анкеты с целью выявления отношения к английскому языку. Вопрос: какие предметы тебе нравятся изучать, а какие не нравится? Положительный ответ в отношен ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru