Опыт формирования «информационной культуры личности» в библиотеках-медиатеках и образовательных учреждениях

Образование и воспитание » Методика использования ресурсов школьной библиотеки-медиатеки для формирования основ информационной культуры школьника » Опыт формирования «информационной культуры личности» в библиотеках-медиатеках и образовательных учреждениях

Страница 2

В конце 30-х годов появляются первые самостоятельные программы обучения школьников. Однако они носили лишь ориентировочный характер. На специальных библиотечных занятиях рассматривались такие темы, как: «Знакомство с библиографическими справочниками и как с ними работать», «Использование словарей, справочников, энциклопедий», «Знакомство с элементами книги, состав книги», «Как выбирать книгу для работы и книгу, интересную для чтения». Это было определенным шагом вперед, но в этих программах не рассматривался вопрос о соответствии предлагаемых тем и заданий возрасту читателя, в них отсутствовало психолого-педагогическое обоснование объема знаний, умений, навыков, ориентированных на конкретную возрастную группу учащихся.

В 40 - 50-е годы программы обучения по-прежнему носят ориентировочный характер. В содержание специальной подготовки при этом входят: знание правил описания книг для заполнения заявок на литературу (составление картотеки прочитанных или намеченных к прочтению книг); правил пользования библиотеками, их фондами, структурой.

Качественно новый этап в решении проблемы наступает после принятия Постановления ЦК КПСС "О состоянии и мерах улучшения библиотечного дела в стране" (1959г.). Начинается серьезная экспериментальная работа. Ее результатом стали первые проекты программы по пропаганде библиотечно-библиографических знаний, первые методические руководства по проведению библиотечных занятий среди различных групп читателей. Программы давали целостное представление об организации работы в этом направлении с учащимися 1-8 классов. Материал располагался в последовательном усложнении по годам, раскрывалось содержание минимума библиотечно-библиографических знаний и умений, необходимых учащимся конкретного класса.

Существенный вклад в решение рассматриваемой проблемы был внесен в 1989 г. в связи с появлением самостоятельной научно-обоснованной программы «Библиотечно-библиографические знания - школьникам», определяющей направленность и содержание работы с учащимися 1-9 классов. В определенной мере это издание учитывало перемены, происшедшие в организации работы средней школы, в частности, переход к обучению детей с шестилетнего возраста. Вместе с тем, и этой программе были присущи недостатки прежних изданий: отсутствие систематичности, обучения, разрыв связей со школьной программой, недостаточная ориентация на реальные потребности школы. По прежнему программа носит не обязательный, а лишь рекомендательный характер.

В 90-е годы с увеличением в составе библиотечных фондов новых видов документов, в том числе аудио- и видеокассет, компакт-дисков, электронных изданий в структуре пропаганды библиотечно-библиографических знаний усиливается внимание к обучению работе с информацией на нетрадиционных носителях. Активное внедрение в жизнь Интернет заставило библиотеку вести обучение пользователей навыкам поиска информации в удаленных отечественных и мировых информационных ресурсах.

Типичными формами работы библиотек по распространению библиотечно-библиографических знаний и развитию культуры чтения являются:

- индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой;

- групповые консультации, беседы, лекции об информационной системе страны, мира и правилах ее использования;

- экскурсии по библиотеке;

- проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов, включая Интернет;

- библиотечные уроки по обучению методике оформления списков использованной литературы;

- игровые мероприятия, такие как «Информина» (от сочетания слов «информация» и «викторина»)— это библиотечная игра-соревнование, посвященная конкретной теме, выявляющая уровень библиотечно-библиографической грамотности участников, их знания, умения и навыки пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, справочной литературой, библиографическими указателями и т.д.

В помощь овладению библиотечно-библиографическими знаниями библиотеками издаются различные рекомендательные указатели литературы, планы чтения, памятки, путеводители по библиотеке и библиотечно-информационным службам, инструкции, методические рекомендации.

В тоже время возникла некоторая "неразбериха" в терминологии «школьная библиотека». Отечественными учеными, исследующим вопросы использования медиа- в учебно-воспитательном процессе школы, был в начале 90-ых гг. предложен термин "медиатека" для того, чтобы подчеркнуть новую концепцию деятельности школьной библиотеки, развивающей новые формы услуг с использованием медиаресурсов. В то же время библиотечные специалисты в течение 90-ых годов старались сохранить традиционный термин "библиотека", полагая, что понятие о библиотеке уже предусматривает различного рода изменения, которые происходят в образовании. Специалисты в области новых информационных технологий выступили со своим пониманием термина "медиатека", рассматривая его как собрание компакт-дисков. Школьные учителя информатики выступили за понятие "медиацентр", как класс информатики или компьютерной лаборатории для самостоятельной работы школьников с компьютерными технологиями, практически исключив из его составляющей собственно библиотеку. Ряд государственных документов и положений последних лет обращает внимание на унифицированную концепцию, использующую термин "медиа", как ключевое слово для новых форм услуг.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Формирование личности умственно отсталых школьников в процессе трудового воспитания
С.Я. Рубинштейн считает, что трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности. Это положение относится ко всем детям и подросткам. По отношению к детям с неполноценной либо ослабленной нервной системой труд представляет собой также и весьма значительное корригиру ...

Условия успешной организации рефлексивной деятельности на уроке в начальной школе
В настоящее время в современной школе компонентом содержания образования являются предметные знания, умения, навыки, выделенные по областям науки. В педагогике и в практике образования уже остро поставлен вопрос о необходимости сдвига от содержания общего образования, понимаемого как знание содержа ...

Методика проведения дыхательной гимнастики по Стрельниковой А.Н. с детьми дошкольного возраста
Дыхательной гимнастикой по Стрельниковой А.Н. можно заниматься как индивидуально, так и с группой детей, причем в разное время дня и в любом месте. В детском саду можно использовать время разных режимных моментов исключая 20 минут до еды и 1 час после еды[30]. На прогулке дыхательная гимнастика про ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru