Личностно-ориентированный подход в процессе обучения

Образование и воспитание » Педагогический процесс как система и целостное явление » Личностно-ориентированный подход в процессе обучения

Страница 1

Академик В.В. Давыдов писал: «Существовало такое массовое начальное образование, в котором учебная деятельность детей была крайне свернута, а ее содержание было сведено в основном к эмпирическим знаниям и утилитарным умениям».

Это высказывание известного ученого можно целиком отнести к традиционной школе – не только начальной, но и полной средней, причем не только к прошлому, но и, увы, к настоящему времени. Принципиальных изменений в учебном процессе массовой школы не произошло. Обучение и сегодня доминирует над обучением

Более того, современная социальная ситуация, в которой оказался учитель, непомерные учебные нагрузки, социальная незащищенность и другие негативные социальные факторы не стимулируют творческий поиск учителя, а провоцируют использование привычных способов работы, требующих подготовки собственного монолога, нескольких контрольных вопросов для закрепления нового материала и тренировочных упражнений для учащихся.

При объяснительно-иллюстративном способе обучения деятельность задается учителем извне, а потому чаще всего не воспринимается школьниками и становится для них безразличной, а иногда и нежелательной. Все компоненты деятельности оказываются в руках учителя, личность школьника здесь не представлена, более того, она может восприниматься и как нечто, тормозящее действия учителя. Педагог организует свою деятельность, транслирует готовое содержание, контролирует и оценивает его усвоение. В обязанности ученика входит лишь выполнение предложенных учителем репродуктивных действий.

Следовательно, развитие интеллекта школьников, творческого потенциала детей, обеспечение общей процедуры саморазвития личности, если мы действительно хотим этого достичь в процессе обучения, должны не провозглашаться, а обеспечиваться технологически в учебном процессе, построенном на принципиально иных научно-методических основах.

Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к учащимся, обеспечения атмосферы комфорта и психологической безопасности Сущность личностно ориентированного педагогического процесса, по мнению многих ученых, состоит в создании природосообразных условий саморазвития индивидуальности, субъектности человека. В соответствии с современной социокультурной ситуацией, культуросообразная цель современного педагогического процесса определяется исследователями как развитие человека – субъекта собственной стратегии жизни. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Личностно-ориентированное обучение предусматривает по сути своей дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника. Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъектов культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). Говоря о необходимости последовательной реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся, необходимо иметь в виду целостную личность ребенка с его эмоциональной, духовной сферой.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Роль физкультурно-оздоровительных мероприятий
Вполне логично, что первой образовательной линией Базового компонента дошкольного образования как Государственного стандарта дошкольного образования Украины определена "Личность ребенка", состоящая из двух частей: "Здоровье и физическое развитие" и "Самоотношение". Раз ...

Индивидуальный учебный план
Проблему индивидуализации образовательного процесса нельзя отнести к числу традиционных и хорошо разработанных в отечественной педагогической науке. Анализ источников показывает, что феномен индивидуализации обучения может рассматриваться на двух различных уровнях: личностном (как особое требование ...

Социальная роль семьи
В ряду других институтов социальной среды семья занимает наиболее важное место в деле определения поведения человека и исторических судеб народа. Во всяком случае, значение семьи в этом отношении ничуть не менее, а скорее даже более важно, чем значение школы, церкви и государства порознь взятых. Ин ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru