Проблема целеполагания

Страница 1

Важной проблемой педагогики является научная разработка и обоснование целей воспитания. Способность постановки целей своей деятельности – врожденное качество человека. Цель – это один из элементов сознательной деятельности и поведения человека. Любая деятельность предполагает цель, мотив, средства и результат. Педагогическая деятельность не исключение. Развитие индивида и личности может происходить и без заранее поставленной цели, недостаточно осознанно и потому неорганизованно. Результаты такого стихийного развития могут быть как благоприятными, так и нежелательными, противоречащими интересам и самой личности, и общества. Но в данном случае мы имеем в виду именно педагогическую, учебно-воспитательную деятельность как осознанную и преднамеренную, заранее запланированную и организованную, в основном контролируемую и корректируемую деятельность.

Цель – категория философская, это идеальное предвидение результата деятельности; это один из элементов сознательной деятельности и поведения человека.

Цель может быть общая и конкретная, дальняя или ближняя, внешняя или внутренняя, осознаваемая или нет.

Педагогическая цель – это предвидение педагогом и учащимися результатов их взаимодействий в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся все остальные компоненты педагогического процесса.

Задача – часть цели. Каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели.

Функции педагога состоят в том, чтобы научить учащихся процедурам целеполагания, изучать и знать цели каждого из них, способствовать реализации полезных целей. Совпадение целей педагога и учащихся – важнейшее условие успеха педагогического процесса.

Постановка целей всегда присутствовала в качестве элемента любой системы обучения.

Целеполагание – процесс определения целей, идеально представленного результата; это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах, необходимое для проектирования образовательных действий.

Условия обучения учеников целеполаганию: наличие познавательного стремления ученика; определение предмета своей цели; умение определить свою связь с предметом цели; представление образа предполагаемого результата; вербальное формулирование цели; прогнозирование того, как будет достигаться цель; наличие средств для достижения цели; соотношение получаемых результатов с целью; корректирование поставленной цели.

По значимости и уровню обобщенности цели в педагогике построены по принципу иерархии. Высшая ступень – государственные цели, следующая – цели образовательных систем и этапов образования, более низкая ступень – цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей отдельного возраста, наконец, цели обучения отдельной темы, урока или мероприятия.

Следует различать цель педагогической деятельности (в смысле цели обучения и воспитания в рамках педагогической системы) и цель воспитания (в смысле воспитания в широком социальном значении слова, как передача опыта от старших поколений младшим).

Цель педагогической деятельности является учебно-воспитательной и, по сути, распадается на две большие группы: цели учебные и цели воспитательные.

Обычно учебная цель ставится в виде триединой дидактической задачи (ТДЗ). Учитель ее ставит при разработке плана-конспекта урока. ТДЗ включает в себя:

образовательную задачу, которая ставится на 4-х уровнях, имеется ввиду уровень усвоения учебного материала при изучении какой-либо темы: 1) уровень представления (используются слова «сформировать», «познакомить», «дать представление»…); 2) уровень понимания (используются слова «дать понятие», «научить», «анализировать», «характеризовать» и др.) – эти два уровня объединяются в уровень знаний; 3) уровень применения – практическая, алгоритмическая деятельность по образцу (используются слова «сформировать умения», «выработать», «развить умение», «закрепить» и др.); 4) уровень творчества – перенос опыта, учить делать открытия (используются слова «научить решать нетиповые задачи», «находить пути решения» и др.). Исходя из вышесказанного, при постановке образовательной задачи используются слова «знать», «уметь», «иметь представление», «формулировать», «решать» и др.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Содержание экспериментальной работы по повышению эффективности экологического образования младших школьников посредством использования игр
В условиях модернизации современного образования проблема активизации экологического образования по-прежнему актуальна для современной школы. Ключевыми компетенциями в характеристике познавательных способностей учащихся выделяем следующие умения, приобретаемые детьми в учебной деятельности: Искать ...

Основная задача обучения – усвоение и воспроизведение учащимися
переданной им информации, способов деятельности. Личностно ориентированное обучение 1. Ученик становится субъектом деятельности, осуществлеяет её целостно на всех этапах, осознаёт процесс учения и управляет им. 2. Учитель становится координатором, организатором деятельности учеников в процессе кото ...

Формы организации учебного процесса
Учебный процесс в высшей школе – это сложная система организации, управления и развития познавательной деятельности студентов, это процесс многостороннего формирования специалиста высшей квалификации. Учебный процесс функционирует как единое целое в составе определяющих его сущность элементов и всл ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru