Влияние самооценки на восприятие учебного материала в старшем школьном возрасте

Образование и воспитание » Влияние самооценки на восприятие урока математики в ранней юности » Влияние самооценки на восприятие учебного материала в старшем школьном возрасте

Страница 2

Еще одно подтверждение нашему предположению мы нашли в книге Липкиной А.Е.: известно, что в процессе обучения учащиеся усваивают знание, развивается их мышление, с одной стороны, и, с другой, - у них воспитываются определенные личностные качества. Успех в решении учебных задач зависит не только от умственных способностей ребенка, но и от его личностных свойств, в частности, от самооценки.

Проанализируем сказанное: усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников) относится определенным образом, как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности.

Влияние самооценки на успеваемость также изучал психолог Казаков В.Г Уровни самооценки автор охарактеризовал следующим образом:

Самооценка неадекватно завышенная: личность с такой самооценкой, как правило, переоценивает свои возможности, свои личные качества, может стать высокомерной, заносчивой, нетерпимой к чужим мнениям и оценкам. В то же время, получая от других людей совсем иные оценки, чем он ожидает, он может утратить веру в окружающих, в их справедливость или же веру в собственные силы. О данной самооценке следует говорить, когда на ряду с ней обнаруживается завышенный уровень притязаний – стремление к достижению той степени сложности, на которую человек считает себя способным, не взирая на очевидную несостоятельность таких притязаний, проявляющуюся в неспособности решать задачи не только этой, но и гораздой меньшей степени сложности (то есть, идет подряд серии неудачных попыток при не снижающемся уровне притязаний).

Опираясь на эту характеристику, а также ранее рассмотренные факты и если проследить их достижения именно в математике, то можно сделать следующие выводы, что такие люди часто будут получать отметки совершенно не те, на которые рассчитывали и обвиняют в своей невысокой успеваемости учителей, а не самого себя.

Самооценка неадекватно заниженная: личность с такой самооценкой характеризуется устойчивой неуверенностью в себе, недооценкой своих возможностей, своих личных качеств. Боязнь отрицательного мнения и большая ранимость вызывает стремление ограничить социальные контакты и быть в психологической изоляции.

В сфере деятельности поведение таких людей может быть непоследовательным, они действуют, как бы все время, оглядываясь на окружающих, ищут у них одобрения и своего утверждения.

Проанализировав выше сказанное, сделаем следующий вывод, что в данной ситуации очень важна роль учителя. Необходимо как можно больше уделять внимание данному ученику, постоянно подбадривать его, тем самым, повышая его самооценку, а значит вызывать у него желание учиться, что повысит его успеваемость.

Самооценка адекватная, высокая: личности с высокой адекватной самооценкой характерна отличная успеваемость, интерес к учению и активность в нем, самостоятельность в анализе изучаемого материала.

Самооценка адекватная, средняя: люди с такой самооценкой имеют, в основном хорошую успеваемость. Преподаватели характеризуют этих учащихся не как заинтересованных и активных, а как способных и дисциплинированных, показывающих хорошие профессиональные знания, но и проявляющих склонность к репродуктивности, скорее пересказу, чем к собственному анализу материала.

Самооценка адекватная, низкая: учащиеся с такой самооценкой отличаются посредственной успеваемостью и получают характеристики безынициативных, незаинтересованных. При изучении уровня притязаний, лица с низкой самооценкой выбирают легкие задачи, обращаясь к трудным, лишь для ознакомления с их содержанием, не беря на себя обязательности решить их. Позиция занижения в самооценке служит неким тормозом в овладении знаниями и навыками, ухудшает эффективность учебной деятельности.

Почти все учителя сталкиваются со следующей проблемой: родители приходят с вопросом, почему моему ребенка ставите плохие отметки? Вроде бы, дома данный ученик всегда делает домашнее задание, родители его проверяют, а приходит из школы – и опять плохая отметка.

А все дело в том, что школьник часто боится отвечать у доски, боится осуждения учителя, одноклассников, то есть у данного ученика очень низкая самооценка. Такому ученику должны помочь преодолеть эти трудности, как учителя, так и родители.

Школьник, убежденный в том, что его не любят учителя, может не только усиливать их антипатию своим поведением, но и вследствие избирательности восприятия усматривать подвох в любом, даже дружелюбном, поведение учителей. Если, например, учитель улыбается, то это отнюдь не является признаком его расположения к нему: он просто смеется, издевается над ним. Если учитель старается на уроке вовлечь его в общую дискуссию, то лишь означает, что его хотят сделать посмешищем перед всем классом. Даже самые искренние попытки учителя вступить в контакт с учащимся, могут быть восприняты как стремления унизить и оттолкнуть его, ибо смысл, как известно, определяется не словами и жестами, как таковыми, а личностью того, кто воспринимает эти слова и жесты. Возникающее у человека стойкое ощущение собственной неадекватности, предчувствие неудачи, негативное представление о своих возможностях начинают все более властно определять его последующее поведение. Ожидание неудачи, поддерживаемое и питаемое действиями и реакциями, как самого учащегося, так и учителей, создает в их взаимоотношениях труднопреодолимый психический барьер, заставляют ребенка отвернуться от школы.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Сущность и содержание воспитания в дополнительном образовании
Понятие «воспитание» является одним из фундаментальных в педагогической науке и содержит большой диапазон определений, с различных позиций отражающих его сущность. По мнению П.П.Блонского, воспитание есть развитие, имеющее как процесс исходную точку и цель. Цель воспитания заключается в развитии мы ...

Характеристика детских церебральных параличей
В настоящие время ясно, что термин «церебральные параличи» не отражает многообразия и сущности, имеющихся при этом заболеваний неврологических нарушений, однако, его широко используют в мировой литературе, поскольку другого понятия до настоящего времени не предложено. Объединение детских церебральн ...

Анализ состояния физического воспитания в школах юга Кыргызской Республики
Представлялось интересным изучение состояния физического воспитания в общеобразовательных школах юга Кыргызской Республики. Известно, что социологические исследования в педагогической науке дают богатейшую информацию позволяющую определить рациональное направление по улучшению обнаруженных недостат ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru