Развитие самосознания и самооценки в юношеском возрасте

Образование и воспитание » Влияние самооценки на восприятие урока математики в ранней юности » Развитие самосознания и самооценки в юношеском возрасте

Страница 9

Рис. 1.

Восприятие человека не возможно без деятельности памяти и мышления. Большое значение в процессе восприятия имеет речь, название, т.е. словесное обозначение, предмета.

Основным способом развития восприятия является наблюдение. Наблюдение – восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления – сравнением, различением, анализом. Наблюдение – планомерное, целенаправленное восприятие. Наблюдать – значит не просто смотреть, а рассматривать, не просто слушать, а вслушиваться. Наблюдение всегда осуществляют с определенной целью.

Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблюдении в единый процесс умственной деятельности.

Умение наблюдать и подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов, явлений, людей называется наблюдательностью. Она тесно связана с развитием профессиональных интересов человека.

Умение наблюдать играет огромную роль в самых разнообразных областях человеческой деятельности.

Наблюдательность прекрасно развита у художников, писателей, поэтов. Она необходима и педагогу. Без внимательных постоянных наблюдений невозможно сколько-нибудь глубоко понять психологические особенности ребенка и наметить правильные пути его развития и воспитания.

Совершенствование и развитие восприятия и наблюдения происходит в активной деятельности, в огромной мере в учебной деятельности. Чем старше школьник, тем более содержательным становится его восприятие, увеличивается объем воспринимаемого, восприятие становится плановым, последовательным, преднамеренным и всесторонним. Юноша уже способен ставить определенную цель – воспринимать те стороны предмета или явления, которые необходимы для получения определенных знаний, конечно, это в значительной мере определяется руководством учителя.

Юноша уже воспринимает довольно сложные явления. Этого требует все усложняющаяся учебная деятельность. Учителю необходимо добиваться того, чтобы предмет или явление воспринималось учащимися разносторонне в совокупности всех своих частей и различных признаков.

При восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом. Рассмотрим некоторые вопросы целостности восприятия. Тогда, когда ясно виден психологический продукт, который нужно получить в результате обучения, можно правильно и целенаправленно построить методику обучения. Прежде чем учить, надо знать, чему учить .

Одной из самых трудных, но принципиально важных задач, возникающих при исследовании природы сформированного навыка, новообразование, появляющихся в результате развития умения и перехода его в навык.

Сформированная способность одномоментного узнавания имеет своей основой процесс, в принципе сходный с опознавательным действием, отрабатывавшемся во время обучения. Сходство состоит в том, что на стадии “одномоментности” в период обучения воспринимаемый объект опознается на основе последовательной фиксации ряда его признаков существенных для некоторого класса объектов). Но в случае “одномоментного” опознания эта цепочка фиксации субъективно не замечается, т.к. процесс приобрел очень большую частоту, значительно сократился за счет выпадения лишних звеньев (в частности, вербальных), вышел из сферы сознательных действий и т.п.

С другой стороны, в ходе тренировки радикально меняется формируемый в начале обучения образ нового. Этот образ приобретает черты неделимости, он уже не расчленяется на ряд признаков и участвует как одна неделимая единица. Такой целостный образ служит для субъекта качественно новым опознавательным эталоном. Использование этого целостного эталона возможно лишь после осуществления ряда подготовительных процессов.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Полезная информация:

Развитие ключевых компетенций на уроках математики в 5-6 классах
Любому человеку необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником, быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информаци ...

Понятие креативности
Креативность - способность к умственным преобразованиям и творчеству; очень близко по смыслу к понятию «творческое мышление». Креативность включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает что-либо, не существовавшее ...

Жизненный и педагогический путь Ж.-Ж. Руссо
Выдающийся представитель эпохи Просвещения, философ и писатель, Жан-Жак Руссо (1712-1778) был одним из величайших педагогов всех времен и народов. Жан Жак Руссо родился в 1712 г. в Женеве (Швейцария) в семье французов. Его предками были крестьяне и ремесленники, а отец - часовых дел мастером. Он ра ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru