Развитие самосознания и самооценки в юношеском возрасте

Образование и воспитание » Влияние самооценки на восприятие урока математики в ранней юности » Развитие самосознания и самооценки в юношеском возрасте

Страница 11

В системе усвоения математики как учебного предмета преобразование алгебраических выражений занимает важное место, поскольку является тем универсальным аппаратом, без овладения которого невозможно решение математических задач.

Старшеклассник решает интеллектуальные задачи легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста.

Однако, несмотря на постоянно совершенствование системы обучения математике в средней школе, у учащихся сохраняются многие трудности при усвоении данных предметов.

Психологический анализ трудностей показал недостаточное развитие у школьников обобщающей функции мышления. В целях повышения эффективности обучения предлагались различные пути. Так, ряд авторов рекомендовали варьировать существенные и не существенные признаки, использовать взаимно-обратные действия, сходные понятия. Эти пути реализовали схему эмпирического обобщения.

В ходе овладения учебным содержанием в любых условиях обучения учащиеся испытывают трудности, зависящие от уже сложившегося у них учебного (личного) опыта работы с материалом, подлежащим усвоению. Понять природу ошибок и трудностей, возникающих при усвоении и восприятии алгебры, вскрыть их причины, источники возникновения, наметить путь их устранения возможно только на основе исследования индивидуальных особенностей умственной деятельность учащихся, наиболее ярко выступающих в процессе выполнения алгебраических преобразований.

Для решения алгебраического преобразования дается система правил. Отношения между заданным алгоритмом, правилом, формулой и действиями ребенка не однозначны, действуя согласно правилу, применяя его в различных условиях, ребенок всегда привносит в эти действия что-то свое: свою логику, опыт, отношения, воспринимая по-своему.

Большинство традиционных учебников не реализуют в полной мере возможности развития мышления учащихся, заложенные в самой математике как науке. Содержание, структура, порядок изложения тем, подбор заданий и упражнений, направленных главным образом на овладение некоторой совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих выполнить задание на то или иное частное правило, а не для решения задач широкого класса, что ведет к низкому уровню обобщения.

Мыслительные процессы большое место занимают и в восприятии наглядного материала в юношеском возрасте. У него уже развито логическое восприятие. Старшеклассник способен устанавливать, что бывают случаи, когда наглядно он воспринимает предметы или их признаки как наглядно сходные (или различные), но логически, на основе рассуждений, он приходит к выводу о различии (или сходстве). Например, часто бывает, что при решении задач по геометрии, ученик допускает неточность в чертеже, и наглядно воспринимает углы треугольника как равные. Но при рассуждении, он принимает их за неравные, и приходит к выводу об их различии (происходит логическое восприятие этих углов как неравных). Или на чертеже угол острый, но логически он воспринимается как примой. Логическое восприятие – это то новообразование, которое характеризует восприятие старшеклассника и которое еще не наблюдается у младшего школьника.

В процессе учебной деятельности с развитием логического мышления школьник начинает в большей мере осознавать воспринимаемое.

Наблюдение как целенаправленное и организованное восприятие занимает все большее место в учебной деятельности школьника по мере усложнения учебного материала. Самостоятельные наблюдения ученика юношеского возраста уже более совершенны, нежели в подростковом возрасте. Успешность наблюдения в значительной мере определяется отношением юноши к нему. Для наблюдения ему уже не должна предоставляться подготовительная работа, как это было в подростковом возрасте.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12

Полезная информация:

Содержание и организация исследования уровня сформированности грамматического строя речи
В процессе исследования была поставлена следующая цель: выявить уровень сформированности грамматического строя речи (функций словоизменения и словообразования) у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией и определить основные направления необходимой коррекционной работы. Для достиже ...

Особенности овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста
Речь представляет собой своеобразную деятельность, которая, выступая в единстве с мышлением, занимает центральное место в процессе психологического развития ребенка. Речь имеет полифункциональный характер: слово является средством общения и средством мышления; обе эти функции внутренне связаны межд ...

Классификация методов обучения по источнику получения знаний
Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); наглядные методы (источниками знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); практические методы (знания и умения форми ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru