Развитие самосознания и самооценки в юношеском возрасте

Образование и воспитание » Влияние самооценки на восприятие урока математики в ранней юности » Развитие самосознания и самооценки в юношеском возрасте

Страница 10

Например, зрительный образ стрелки – это не система трех образов – отрезка, угла и определенного отношения между углом и отрезком. Образ предъявленной равнобочной трапеции, у которой нижнее основание больше верхнего, - это не многочленное перцептивное знание, включающее в свой состав зрительную (или иную) констатацию того, что фигура является четырехугольником, что две его линии параллельны, а две другие не параллельны, что не параллельные линии равны по своей величине и, на конец, что нижнее основание больше верхнего. Субъективный зрительный образ не включает в себя указанные пять компонентов, он слитный, неделимые.

При не психологическом анализе свойств объекта (например, при чисто геометрическом анализе пространственных объектов) в подавляющем большинстве случаев обнаруживается, что данное свойств целого объекта, взятое само по себе, а не в совокупности с другими, не специфицирует этот целый объект среди других. Только совокупность указанных свойств является отличительной особенностью данного объекта (интергративное свойство).

Во многих случаях интергративная характеристика одновременно является отличительным признаком данного целого объекта. Отличительные интегративные характеристики образов могут быть не только сложными, многочисленными включающими в себя несколько интегративных свойств, но и простыми, одночленными, одномерными. Это справедливо по крайней мере для образов сознаваемого, субъективно фиксируемого уровня восприятия, которая затем могут “опускаться” в сферу неосознаваемых процессов. Например, телевизионное изображение, имеющее такой набор параметров, как резкость, разрешающая способность, контраст, яркость, в субъективно-психологическом плане представлена одним не разлагаемым, в этом смысле одномерным, параметром – ясность изображения.

Значит, имеются в виду и отношения между частями системы, в частности такие воспринятые отношения, как “справа - слева”, “больше - меньше”, “пересечение” и т.п. (Эти отношения не обязательно должны быть отражены в сознании воспринимающего человека).

Не правильно считать, что целостность восприятия создается уже самим по себе отражением указанных отношением. Во-первых, без адекватного отражения существенных частей объекта во многих случаях невозможно и его правильное целостное отражение, не только в индивидуальной, но и в категориальной специфике. Во-вторых, как это видно на примере восприятия равнобочной трапеции, для адекватного, специфического опознания часто требуется учесть несколько отношений, а не одно.

Важный при изучении математики, является восприятие величины (математической величины).

“Величина” при обучении математике является исходной абстракцией, причем, важнейшим моментом обучения является совместное нахождение учителем и учащимися той исходной абстракции (или, иначе, построение ими того исходного преобразования), с помощью которого открывается подлежащая изучению область действительности.

В математике существует несколько способов аксиоматического введения величины. Как исходное математическое отношение, существующее до числа, величина вводится как отношение порядка (равно, больше, меньше), а также операцией сложения.

Знаковое отношение, задающее дополнительность сравнения и преобразования, не воспринимается и не формируется у детей спонтанно. Оно должно быть объектом специального, целенаправленного формирования. Дополнительность соотнесения вещей и их преобразования является центральной характеристикой понятия величины, но именно оно деформируется в действиях детей. За соотнесением они не видят преобразование, а за преобразованием – соотнесения.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12

Полезная информация:

Организация и условия процесса развития музыкальных способностей старших дошкольников
Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни и на праздниках. Аналогично формам организации, утвердившимся в школьной практике (урок, внеклассная и внеш ...

Планирование курса обучения информатике в средней школе
Любая педагогическая деятельность, естественно, должна начинаться с осмысления ее цели. На выбор цели преподавания конкретной дисциплины существенное влияние оказывают целевые установки всей системы образования, место и роль учебной дисциплины в общем содержании образования, ее особенности, интерес ...

Индивидуальные особенности памяти. Типы и особенности развития процессов памяти
В жизни можно наблюдать значительные индивидуальные различия в области памяти. У одних людей более продуктивно закрепляется образный материал (предметы, изображения, звуки, цвета и т. п.), у других – словесный материал (понятия, мысли, числа и т. п.), у третьих – не замечается явного преимущества в ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru