Все игры можно разделить на две группы:
организованные (под руководством педагога, воспитателя, родителей и т.д.);
неорганизованные (стихийные игры на основе предшествующего опыта и своей фантазии).
Педагогическое руководство организованной игрой заключается в следующем:
подборе игр, исходя из их педагогической значимости, а также интересов и возможностей играющих;
проектировании цели и хода развития игры;
побуждении в участии игры;
обучение приёмам игры в соответствии с опытом играющих;
создание новых игровых ситуаций с целью развития игры;
стимулировании активности играющих, включении в игру новых ролей;
Наблюдении за играющими, оценке их интересов, способностей и уровней развития;
подведение итогов игры;
Процесс игровой деятельности включает определённые элементы или этапы (рисунок 2).
Процесс игровой деятельности
Рис.2. Процесс игровой деятельности.
Условия эффективности игры:
доступность игры. Нельзя включать в игру людей, если у них отсутствует минимум знаний и жизненного опыта для понимания возникающих в ходе игры проблем.
Добровольность включения в игру; распределений ролей с учётом желаний и индивидуальных особенностей личности.
Обеспечение свободного, творческого, демократического стиля общения и проведения игры;
поощрение игровой самодеятельности; постоянный контроль за нравственной атмосферой игры; создание в процессе игры нестандартных ситуаций; предоставление каждому участнику игры возможность выразить себя, проявить свои интересы и способности;
глубокое знание руководителем игры сферы, избранной для имитации; умение аргументированно строить свои доказательства, используя жизненные факты; стремление опосредованно руководить игрой, не применяя авторитарных приёмов и не разрушать игру не умелой корректировкой;
соответствие содержания игры достижениям и требованиям научно-технического прогресса.
На уроках информатики деловые игры могут выполнять различные функции. Так, деловые игры могут использоваться для решения следующих задач на уроках:
обучение и развитие учебной деятельности
управление мотивационным процессом
оценка результатов заданий
формирование или изменение культуры
формирование и сплочение команды
Рассмотрим более подробно каждую из вышеперечисленных сфер применения деловых игр.
Итак, обучение - это наиболее часто используемая функция деловых игр. Основные преимущества деловой игры как технологии обучения и развития учебной деятельности: деловая игра служит накоплению профессионального и личного опыта, близкого к реальному, и по существу заменяет опыт лабораторным, причем с помощью деловых игр это удается сделать несколько лучше, чем при других методах познания. Игра, во-первых, достаточно реально имитирует существующую действительность; во-вторых, создает динамичные организационные модели; в-третьих, более интенсивно побуждает к решению намеченных целей.
Деловые игры как технология управления мотивацией учеников позволяют выявить те стимулы и мотивы, которые оказывают влияние на эффективность учебной деятельности, их удовлетворенность трудом. Победа или проигрыш в игре также могут стать мотивирующим фактором в работе, толчком для дальнейшего профессионального и личностного развития.
Деловая игра может использоваться и для оценки результатов заданий. Она позволяет оценить такие компетенции как: профессиональные знания, умения и навыки учеников; умение работать в команде; способности и навыки планирования и организации; умение работать в стрессовой ситуации, в ситуации ограниченности ресурсов. Деловая игра позволяет выявить потенциал учеников, его личностные характеристики, обычное поведение в коллективе и т.п., т.е. заменяет собой методы анкетирования, психологического тестирования, составления личностного портрета, и другие методы оценки.
Полезная информация:
Понятие одаренности
Основное содержание одаренности составляют способности, от которых зависят затраты времени и усилий для достижения результата. Каждый ребенок имеет определенные способности к тому или иному виду деятельности или знаний. Способности могут иметь общий характер (вербальные, академические, креативные, ...
Обследование грамматического строя речи
Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей требует всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения. Установление сформированности грамматического строя речи ...
Программа формирования культуры потребительского поведения
подростков для продуктивного усвоения содержания СМИ
На основе проведённых исследований в области социально - педагогического сопровождения подростков в процессе формирования у них культуры потребления информации телевизионных СМИ нами была разработана программа исследования на базе МОУ СОШ №24 п. Юрты. Цель данной программы: создание эффективной сис ...