Последствия наркомании: психическая и физическая зависимость

Страница 3

Однако это бегство оказывается ложным. Наркотик не в состоянии изменить внешнего мира и, приходя в себя, человек понимает, что вокруг не изменилось ничего, кроме него самого. Нервная система истощилась и состарилась. Стало ещё труднее жить вместе с людьми, чем было до встречи с наркотиком.

Не только в живом организме, но и в любом механизме, при воздействии внешней вредности, например, избыточного электрического напряжения, в первую очередь, будут страдать и портиться самые тонкие и сложные части устройства.

По современным представлениям нейрофизиологов, передние, лобные отделы мозга и есть тот самый тончайший и сложнейший механизм, который позволяет человеку осознавать себя, контролировать свои поступки, выделять себя из окружающей среды. Именно этот "механизм" и страдает в первую очередь при попадании в нервную систему "избыточного напряжения", в виде наркотика. В первую очередь будет страдать способность человека, злоупотребляющего наркотиком, к самооценке и самоконтролю. Человек постепенно перестаёт оценивать правильность своего поведения в общении с окружающими.

Чаще всего, утрата адекватной самооценки начинается с переоценки самого себя. Потеря способности видеть себя со стороны приводит к потере чувства дистанции при общении с другими людьми. Подросток ведёт себя фамильярно, вызывающе, и с мамой, и с совершенно незнакомым ему человеком с улицы, что приводит к многочисленным конфликтам и дракам. Причём, в любом конфликте, независимо от его исхода, наркоман будет чувствовать себя всегда абсолютно правым. Незаметно для самого себя он превращается в законченного эгоиста. Чувство "собственной правоты" становится тотальным. Окружающие его люди становятся для него средством, инструментом, нахождения денег для покупки очередной дозы наркотика. Самому наркоману кажется, что все окружающие ничего не видят, относятся к нему по-прежнему, любят и боготворят его. Пока человек принимает наркотик систематически, ему кажется, что его отношения с внешним миром абсолютно нормальны, и что сам он - добрый, хороший и внимательный к семье человек. В медицине эти процессы называются "отсутствием критики к себе" или "анозогнозией". Поэтому наркомана вне "ломок" так трудно уговорить лечиться. Ему живётся "просто", хорошо и весело. А окружающие - врачи, семья, друзья - пытаются его уговорить, что надо жить "скучно": учиться, работать, думать, создавать семью, то есть так же, как живут обыкновенные люди. Задумываться о том, что за всякое удовольствие в жизни надо расплачиваться, он не в состоянии. Это происходит из-за полной неспособности к самооценке (да и родители его этому не научили). Раскаяние, способность осознать беду приходят только тогда, когда начинается синдром отмены. Но, при длительном употреблении наркотика, эта способность оказывается лишь частичной. Врачи, больницы, помощь родных начинают использоваться наркоманом только для того, чтобы "омолодиться". Этот термин описывает обращение наркоманов на лечение только для того, чтобы снять ломки, понизить требуемую дозу и, выйдя из больницы, начать употребление наркотика снова.

Грань между способностью человека осознать, что приём наркотика надо прекращать навсегда и неспособностью понять даже это, очень тонка и хрупка. Она зависит от индивидуальной способности мозга к сопротивлению наркотику. Подходит эта грань незаметно. И у каждого наркомана наступает на своих сроках злоупотребления наркотиком.

Самая главная характеристика этой грани - ложь самому себе. Когда человек начинает врать самому себе, он теряет последнюю нить, связывающую его с действительностью. Это начало "дороги смерти".

Вторым по значимости изменением психики у больного наркоманией является его неспособность контролировать собственные эмоции. Сначала она дает о себе знать только в периоды отмены наркотика, но постепенно превращается в свойство личности, почти не изменяясь во время употребления наркотика. Подросток становится не по возрасту раздражительным, гневливым. Он начинает кричать и размахивать руками по поводу любой мелочи, которая, казалось бы, не имеет к нему никакого отношения. Точно также и смеяться он начинает по каким-то абсолютно непонятным для окружающих поводам. Вообще, смена настроения происходит мгновенно и без всяких видимых причин. Он становится то замкнутым и нелюдимым, без всякого повода "обижается" и целый день не выходит из своей комнаты, то, наоборот, до неприличия весел и пристаёт ко всем с "плоскими" шуточками. Периодов угнетенности и плохого настроения с каждым месяцем приёма наркотика становится всё больше, а хорошее настроение приходит всё реже и реже. В эмоциональных реакциях подростка исчезает "середина". Он или плачет, или через секунду радостно смеется. Его ярость становится безудержной. На людей, которые не могут дать ему сдачи, в том числе на близких, он может полезть с кулаками, без всякого видимого повода. Такая эмоциональная неустойчивость в психиатрии называется "слабодушием", и свойственно оно только людям преклонного возраста, страдающим заболеваниями сосудов головного мозга. Одновременно с нарастанием слабодушия, в среднем, на 2-м - 4-м году приёма наркотика, возрастает вероятность более серьёзных изменений психики: галлюцинаций и других обманов восприятия, бреда, эпилептических припадков.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
В зависимости от тяжести речевого дефекта различают три уровня речевого развития, выделяемые на основе анализа степени сформированности различных компонентов языковой системы. Первый уровень характеризуется полным или почти полным отсутствием средств общения у детей с ОНР в том возрасте, когда у но ...

Проблемы формирования у дошкольников трудовых умений в педагогической теории и практике
Первоначальные мысли о трудовом воспитании зародились в эпоху Возрождения (XIV- XVI вв.). В этот период в педагогической мысли в противовес феодальной педагогике произошли большие изменения, ведущими стали идеи гуманизма. Были заложены основы педагогики двух зарождающихся классов - буржуазии и прол ...

Сущность понятия здорового образа жизни
Здоровый образ жизни - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Понятие "здоровый образ жизни" однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную пр ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru