Факторы роста педагогического мастерства в процессе методической поддержки на примере учителя начальных классов лицея №5 г. Губкин Л.В. Прасоловой

Образование и воспитание » Методическая поддержка учителя начальной школы как условие роста его педагогического мастерства » Факторы роста педагогического мастерства в процессе методической поддержки на примере учителя начальных классов лицея №5 г. Губкин Л.В. Прасоловой

Страница 8

Первый фактор (информативность 44,7%), вобравший в себя показатели типологических свойств нервной системы, интерпретировался, как «типологически обусловленный индивидуальный стиль деятельности учителя на уроке». По второму фактору (информативность 14,1%) значимые веса получили два показателя: «официальный тон обращения к учащимся» и «общение с целью передачи учебной информации». Второй фактор обозначен как «индивидуальные особенности коммуникативной деятельности учителя-мастера», По третьему фактору – «индивидуальные особенности организаторской деятельности учителя-мастера» (информативность 13,2%) – «дисциплинирование» учащихся путем поощрения».

В эти факторы не вошли показатели типологических особенностей нервной системы. Следовательно, они отражают индивидуальные особенности деятельности, в равной мере присущие всем испытуемым. Такое истолкование вполне допустимо и правомерно, так как испытуемые обладали высоким уровнем профессионального мастерства.

Таким образом, критериями педагогического мастерства учителя начальных классов можно считать: организацию активной деятельности ученика в учебно-воспитательном процессе; формирование мотива предстоящей деятельности; использование различных, в том числе и технических, источников знаний; обучение учащихся различным способам переработки информации; опору на сильные стороны ученика; опору на самостоятельность и самодеятельность ученика. При этом основным показателем эффективности взаимодействия в системе «учитель-ученик» становится познавательная и социальная самостоятельность учащихся. Эти критерии являются и критериями оценки педагогического мастерства учителя, что и доказано в процессе констатирующего эксперимента.

Современный процесс обучения в начальной школе ориентирован на развитие личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных способностей. Актуальным процессом изменения образовательной ситуации в начальной школе выступает вариативное образование.

Однако, результаты исследований профессиональной деятельности учителей начальной школы свидетельствуют о недостаточной психолого-педагогической и методической подготовленности многих педагогов к решению встающих перед ними задач. Значительная часть учителей не готова к осознанному выбору, эмоциональному принятию той или иной педагогической модели обучения, а также к созданию оптимальных условий для развития личности младшего школьника, к повышению уровня собственного профессионализма.

В результате экспериментального исследования и наблюдений в процессе методической поддержки учителя начальных классов выяснилось, чем более позитивным является отношение учителя к самому себе, тем большую гибкость проявляет он в общении с учащимися, тем более велика вероятность того, что он сможет и у учащихся воспитать стиль творческого учения, основанного на самостоятельном творческом мышлении.

Педагогическое мастерство учителя оценивается учениками на протяжении всех лет обучения, но наиболее важен он в начальной школе, когда ребенок наиболее активно познает мир и окружающих его людей, когда в силу своих психологических возрастных особенностей он наиболее доверчив и восприимчив.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Полезная информация:

Философско – педагогические идеи В.А. Сухомлинского и их развитие во второй половине XX столетия
В 50 – 60 гг., страна, пережив ужасы Великой Отечественной войны, постепенно возвращалась к мирной жизни, одной из проблем которой стала школа, поиски оснований новых педагогических устремлений. По сравнению с предыдущим периодом для этого времени характерен возврат к традициям русской педагогики, ...

Технология работы над сочинением как способ развития творческого воображения младших школьников
На основе выводов ученых М.Р. Львова, В.Г. Горецкого, Т.Г. Рамзаевой, Т.П. Сальниковой, Н.С. Черноусовой рассмотрим разработку и описание технологии работы над сочинением как способа развития творческого воображения младших школьников. Остановимся подробно на технологии работы над сочинением. Виды ...

Дидактический материал, позволяющий знакомить дошкольников с дробями
Детская развивающая игра «Дроби» (Игры Никитина) - это уникальный дидактический материал. Игра знакомит детей с соотношениями дробей, готовит к школьной программе. Представление о дроби, как части целого, может сформироваться у малыша рано. Ведь в жизни он видит и половинку яблока, или даже четверт ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru