Факторы роста педагогического мастерства в процессе методической поддержки на примере учителя начальных классов лицея №5 г. Губкин Л.В. Прасоловой

Образование и воспитание » Методическая поддержка учителя начальной школы как условие роста его педагогического мастерства » Факторы роста педагогического мастерства в процессе методической поддержки на примере учителя начальных классов лицея №5 г. Губкин Л.В. Прасоловой

Страница 4

В качестве наиболее развитых в конце эксперимента выделяются также умения анализировать деятельность учащихся за прошедший период, выделять основные педагогические задачи на предстоящий период (4,5 каждое, 2-3-4 ранговые места). В начале эксперимента эти умения оценены на 2-2,5 балла ниже.

Ранговые структуры проектировочных умений в конце эксперимента и в нормативной модели в высокой степени близки (rs = 0,89). Это означает, что у учителей в конце эксперимента развитие и совершенствование проектировочных умений соответствует их практической значимости для организации педагогической деятельности. В значительно меньшей степени это характерно для начала эксперимента (rs = 0,54).

Среди конструктивных умений характерным в начале и в конце эксперимента является невысокий уровень развития умений выбрать рациональную структуру урока и определить его композицию (4,0 и 3,8 соответственно) и умения планировать материал урока (4,1 и 4,3). По ранговой структуре конструктивные умения имеют значительное сходство (rs = 0,93). Связь же с нормативной моделью для них выражена слабее (rsl = 054; rs2 = 0,64).

Структура коммуникативных умений учителя близка к соответствующей структуре учителей выпускников вузов (гз = 0,95). Это позволяет сделать вывод об определенной перестройке коммуникативных умений учителей после выпуска из вуза под воздействием практических потребностей. Учитель в конце эксперимента в большей степени умеют управлять своими эмоциями в общении с учащимися, чем учителя в начале эксперимента (4,5 и 3,8 соответственно). Согласно оценке экспертов в нормальной модели это умение относится к числу важнейших коммуникативных умений. Также в большей степени учитель овладел умениями предотвращать и разрешать конфликты (4,2 и 3,8), воспитывать у учащихся правильное отношение к поручениям, различным видам деятельности (4,2 и 4,0). Структура коммуникативных умений учителя в конце эксперимента в большей степени сходна со структурой нормативной модели. Это наглядно подтверждается и высоким значением коэффициента корреляции (rs = 0,88).

Ранговая структура гностических умений учителя в конце эксперимента более приближается к структуре нормативной модели (rsi = 0,47; г = 0).

Различия в испытываемых учителем затруднениях позволяют проследить их динамику и взаимозависимость. Субъективная сторона затруднения (как осознанного противоречия) основана на том, что педагог ставит под сомнение адекватность выбранных им средств и правильность отражения им действительного хода учебного процесса. Следовательно, затруднение можно рассматривать как меру осознанности педагогом адекватности действительного и необходимого. Процесс становления профессионального мастерства учителя начальных классов проходит как процесс преодоления затруднений и повышения эффективности и продуктивности его деятельности.

Класс учительницы Л.В. Прасоловой участвовал также в экспериментальном исследовании по выявлению зависимости степени обученности детей от педагогического мастерства учителя. В экспериментальном исследовании средством формирования у младших школьников познавательной и социальной самостоятельности явилась система познавательных заданий, построенная по двум взаимосвязанным основаниям: содержательному и процессуальному, что позволило учитывать содержательный аспект учебного материала и постепенность усложнения процесса выполнения познавательных заданий в рамках каждого типа. Система познавательных заданий составлена для учащихся 1, 2, 3-х классов на материале предметов русского языка, математики, ознакомления с окружающим миром и природоведения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Диагностика агрессивности у детей младшего школьного возраста
Основной проблемой диагностики детской агрессивности является подбор методически правильных, надежных и репрезентативных методик, которые позволяют создать общую картину социального взаимодействия ребенка с окружающим его социальным миром. Диагностика была проведена базе средней общеобразовательной ...

Психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста
Внеклассная работа выстраивается ступенчато в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Развитие личности ученика младшего школьного возраста предполагает максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в процессе обучения. В связи с поступлением в школу развитие ребен ...

Авторская методика вокальной студии «Соло», г. Ульяновск
Вокально - эстрадная студия "Соло" создана в марте 1995 года на базе музыкально - вокальной студии "Улыбка" дворца культуры Профсоюзов г. Ульяновска. Создатель и неизменный руководитель коллектива - Заслуженный работник культуры РФ - Наговицына Ольга Николаевна. С сентября 2000 ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru