Факторы роста педагогического мастерства в процессе методической поддержки на примере учителя начальных классов лицея №5 г. Губкин Л.В. Прасоловой

Образование и воспитание » Методическая поддержка учителя начальной школы как условие роста его педагогического мастерства » Факторы роста педагогического мастерства в процессе методической поддержки на примере учителя начальных классов лицея №5 г. Губкин Л.В. Прасоловой

Страница 3

Можно говорить о том, что предложенная структура деятельности учителя начальных классов в достаточной мере соответствует потребностям практики, достижению поставленной перед педагогической системой цели. Это подтверждается высокими оценками, которые присвоила выделенным знаниям и умениям учитель-экспериментатор. Однако практика показывает, что в овладении структурой деятельности учителя начальных классов испытывают значительные затруднения.

Существование затруднения объективно предопределено в педагогической деятельности, так как педагогическая деятельность рассматривается как процесс решения бесчисленного множества педагогических задач.

В ходе исследования было проведено сравнение структуры педагогических знаний и умений учителя в начале и в конце эксперимента. Учителю предлагалось провести самооценку уровня сформированности знаний и умений на основе разработанной нормативной модели. Сравнение показало, что в начале эксперимента учитель оценила в целом свои знания более высоко, после эксперимента, т.е. у неё возросли требования к своему профессионализму (средний балл 4,46 и 4,17 соответственно). Разница статистически значима по t-критерию на уровне 0,01). Оценка первой группы приближается к оценке степени необходимости знаний, данной в нормативной модели (4,56). Для оценки близости ранговой структуры видов знаний и умений использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена (rs).

Значение коэффициента для структуры знаний показывает высокую степень связи ранговой структуры знаний учителя в начале и в конце эксперимента (rs = 0,99). Можно сделать вывод, что у учителя в основном сохранилась такая структура знаний, которая была сформулирована в вузе. Различие заключается в степени овладения знаниями.

В целом учитель в начале эксперимента оценивает уровень развития каждого из видов умений более высоко, чем в конце эксперимента (проектировочные 4,43 и 3,93; конструктивные 4,21 и 4,26; организаторские 4,4 и 4,03; коммуникативные 4,24 и 4,06; гностические 4,35 и 4,3). Средний балл соответственно 4,31 и 4,12.

В начале эксперимента более высокую оценку получили организаторские и гностические умения (1-е и 2-е ранговое место), коэффициент корреляции rs ранговой структуры видов умений учителя первой в начале и в конце эксперимента модели равен 0,7, что указывает на достаточно высокую степень их связи. В начале эксперимента как наиболее развитые учитель отмечает гностические и конструктивные умения. Слабее всего сформированы проектировочные и организаторские умения. Корреляция структуры видов умений в начале и в конце эксперимента весьма мала - rs = 0,2. Однако в целом уровень развития организаторских умений учителя ниже оценки этих умении в нормативной модели (rs = 0,65). Значительно ниже оценивают развитие организаторских умений учителя в начале эксперимента (rs = 0,32).

Анализ структуры педагогических умений после эксперимента по отдельным их видам показал следующее.

По степени развития проектировочных умений в конце эксперимента стоят выше, чем в начале эксперимента, и приближаются к оценкам нормативной модели. Наиболее высоко развито умение планировать свою учебную работу с учащимися, учитывая ближние, средние и дальние перспективы (4,6, 1-е ранговое место). В нормативной модели это умение также стоит по важности на первом месте и оценено выше остальных (4,83). В начале эксперимента учитель оценивает развитие этого умения у себя невысоко - 3,9. Недостаточное развитие этого важного умения отрицательно сказывается на эффективности учебно-воспитательной работы с учащимися.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Полезная информация:

Один из крупнейших представителей французского Просвещения
«Ни одно имя XVIII века не было окружено таким ореолом славы, как имя Руссо. Он был самым знаменитым писателем Франции, Европы, мира. Все, что сходило с его пера, немедленно издавалось и переиздавалось, переводилось на все основные языки», - писал известный отечественный историк A.З. Манфред. Руссо ...

Понятие о непроизвольной памяти
Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. Непроизвольное запоминание – запоминание, происходящее без намеренного использования специальных средств для лучшего сохранения материала в памяти. В силу того, ...

Виды и формы контроля знаний в учебном процессе обучения психологии
Понятие контроля и его функции Контроль - это проверка качества усвоения учебного мате­риала, установление обратной связи между преподавателем и учащимися. Функции контроля: а) для учащихся - контроль обеспечивает качество усвоения знаний, дает возможность понять ошибки, неточности, вовремя их испр ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru