Современные тенденции развития начального образования

Страница 3

Главной задачей системы Л.В. Занкова является общее развитие учащихся, которое понимается как развитие интеллекта, воли, чувств школьника и как надежная основа усвоения ими знаний, умений, навыков. Целостность системы находит свое выражение во взаимосвязи всех ее частей; новой цели обучения соответствуют новые дидактические принципы и содержание образования, особые типические свойства методической системы, системы изучения результативности развития и усвоения знаний, умений и навыков. Практически в каждом регионе России открыты школы, работающие по системе Л.В. Занкова (Москва, Архангельск, Барнаул, Брянск, Владивосток, Волгоград, Воронеж, Ижевск, Казань, Калуга, Кемерово, Липецк, Мурманск, Новгород, Новосибирск, Орел. Оренбург, Пермь, Ростов, Рязань, Сарагон, Саранск, Ставрополь, Туда, Тюмень, Сургут, Хабаровск, Челябинск, Ярославль и др.). При Федеральном научно-методическом центре им. Л.В. Занкова открываются филиалы региональных центров по подготовке и переподготовке педагогических кадров.

За последние годы произошло значительное обновление содержания образования в начальной школе. Первоклассники обучаются грамоте по новым курсам, которые построены на коммуникативно-деятельностной основе и ориентированы не только на овладение детьми навыками чтения, письма, но и на развитие познавательных и речевых способностей, формирования у детей интереса к родному языку как важнейшему средству речевого общения.

Например, долгое время в начальной школе основой содержания уроков чтения являлось обучение собственно чтению, и лишь параллельно велась работа по приобщению к миру книг. Таким образом, процесс становления читателя оставался на периферии обучения. Новое содержание литературного образования приобщает детей к литературе как к искусству, обеспечивает благоприятные условия для практического включения ребенка в мир литературы, позволяет учителю развивать литературные способности, самостоятельную творческую деятельность, культуру речевой коммуникации учащихся.

Отличительной особенностью новых программ по русскому языку является более успешная реализация принципов развития речи, коммуникативной функции языка, практической направленности обучения. Новым направлением в развитии содержания русского языка является обучение искусству речи, умение общаться с собеседником, умение убеждать словом, отстаивать свою точку зрения.

Современное содержание математического образования направлено, главным образом, на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности их мышления. Существенное усиление алгебраической и геометрической пропедевтики, включение системы содержательно-логических заданий, игр, вопросов направлены на развитие познавательных процессов у детей.

Новое содержание областей естествознания и обществознания ориентировано на раскрытие неразрывной связи человека с окружающей средой и обществом, формирования у учащихся целостной картины мира. На первое место в них поставлено экологическое воспитание. Отбор содержания в новых программах ориентирован в большей степени на социализацию ребенка, овладение учащимися элементарными знаниями об истории своей Родины, о демократии, о правах ребенка, нормах нравственности, систематизацию имеющихся у них разнообразных сведений о мире природы.

Смена образовательной парадигмы вызвала необходимость к изменениям существующей дидактической системы. Образовательный процесс в современной начальной школе ориентирован на развитие творческих возможностей ребенка и формирование стремлений учащихся к самообразованию. Учителя начальных классов понимают важность самостоятельной работы учащихся, как метода обучения, для их подготовки к самообразованию, формированию умений планирования, самоконтроля, умения анализировать, делать обобщения. Широкое распространение в начальной школе получают личностно-ориентированные педагогические технологии, включающие элементы исследовательской деятельности, методы драматизации, дидактические и ролевые игры. Исчезает практика, при которой учитель работает фронтально с целым классом. Все большее распространение получают индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Деятельность социального педагога по формированию толерантности в социальном приюте у младших школьников
Воспитание толерантности у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный социальным педагогом процесс формирования у детей толерантности. Ребенок, поступая в школу, входит в мир человеческих отношений, и его позитивная социализация является необходимым основанием ...

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мышления у детей дошкольного возраста
Основной деятельностью в дошкольном детстве является игра. Она способствует развитию различных сторон личности ребенка, его познавательных процессов, предметней деятельности и т.д. Игры развивают умственные способности ребенка, речь, воображение, восприятие и пр. Сюжетно-ролевые игры, особенно игры ...

Клубные учреждения. Особенности работы с детьми и подростками
Клубная работа уже традиционное направление в процессе воспитания, поэтому параграф видит своей целью охарактеризовать формы и методы работы на текущий момент. В работе клубных учреждений Прикамья, направленной на подрастающее поколение, можно выделить несколько направлений: Детское художественное ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru