Современные тенденции развития начального образования

Страница 2

Не менее значимой была работа, которая проводилась Министерством Образования совместно с Минздравом России о разработке санитарно-гигиенические нормы, предельно допустимые нагрузки обучения младших школьников.

Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании" определяет начальную школу как самостоятельное звено в системе обязательного общего образования, что позволяет начальной школе функционировать и как самостоятельное образовательное учреждение, и как первой ступени основной или средней (полной) общеобразовательной школы, что соответствует традициям российского образования. В мировой системе образования начальная школа России занимает стабильное место в первой десятке стран. В сравнении с другими развитыми странами младшие школьники России показывают достаточно высокие результаты обучения.

Анализ статистических данных позволяет определить следующие тенденции в развитии сети образовательных учреждении:

- число начальных школ в России сокращается (с 18688 в 1985 году до 16990 в 2002 году), при этом часть начальных школ реорганизована в средние, однако большинство из них закрыто, особенно на селе (более 90 % школ - сельские). Основные причины таковы: неукомплектованность школ учащимися и недостаточное финансирование. При этом численность учащихся в начальных школах России увеличивалась. Вследствие этого процесса происходит концентрация образовательных учреждений в районных центрах, что влечет за собой отрыв детей 6-9 лет от семьи.

- ежегодно 1.5 - 1.7 млн. детей шестилетнего возраста не могут начать обучение в начальной школе.

Это обусловлено недостаточным финансированием образовательных учреждений, дефицитом педагогических кадров, отсутствием дополнительных ученических мест для одновременного обучения детей 6 и 7 лет, нежеланием некоторых родителей отдавать шестилетних детей из детского сада в школу. Помимо этого, жесткая регламентация требований к организации школьной среды для шестилетнего первоклассника (три отдельных помещения для игр, занятий, сна) создали большие трудности для их реализации в массовой школе. Это привело к тому, что реализация 4-летнего начального образования в массовой практике существовать не могла.

Начиная с 1986 года по 1990 год наблюдалось увеличение контингента учащихся, обучающихся в начальной школе по программе четырехлетнего обучения (от 5 % до 34 % от общего числа учащихся начальной школы), в последующие годы это соотношение практически не изменилось и составляет по России соответственно 64 % и 36 %.

С 1985 года происходят серьезные изменения в структуре и содержании начального образования. В связи с переходом на четырехлетнее начальное обучение содержание трехлетнего образования было трансформировано в соответствии с увеличением продолжительности обучения в начальной школе на год и приходом детей шестилетнего возраста.

В начале 90-х годов начался процесс обновления начального образования, ориентированный на кардинальное изменение приоритетов целей обучения, на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в большей степени обеспечивающая становление личности младшего школьника и раскрытие его индивидуальных способностей. Как показала практика, вариативность в реальности является важнейшим средством, обеспечивающим постепенность перехода на новое содержание, сохранение предметно-навыковой среды и достраивание ее необходимой развивающей средой.

По данным 2001 года, в образовательном пространстве начальной школы традиционная система составляет 61 %, система Л.В. Занкова - 30 %, система Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова - 9 %.

Своеобразие системы Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова состоит в том, что ее применение специально направлено на формирование и развитие у младших школьников теоретического сознания и мышления на основе усвоения ими теоретических знаний в форме учебной деятельности.

В качестве основы развития младших школьников в процессе обучения рассматривается их учебная деятельность, которая понимается как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта обучения. То есть, основной целью данной системы обучения является обеспечение условий для превращения ребенка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Наибольшее распространение данная система получила в Томской области, Краснодарском крае, Тюменской области, Алтайском крае, Мурманской, Кемеровской, Ивановской областях и т.д. Созданы и успешно функционируют Международная Ассоциация "Развивающее обучение" и 11 региональных центров по подготовке и переподготовке педагогических кадров, открыт Институт Развивающего обучения в г. Томске (ректор В.В. Репкин, ныне знаменитый педагог методист собственной программы по русскому языку и чтению).

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Методика организации театрализованных игр дошкольников
Эффективное развитие детской театральной игры безусловно нуждается в целенаправленном педагогическом сопровождении. Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к само ...

Введение новых учебных программ, планов, методов
В 1923-1925 годах были составлены под руководством научно-педагогической секции Государственного ученого совета (ГУСа) новые программы, получившие название «Программы ГУСа». Это были не предметные, а комплексные программы. Борясь с имевшимся в старой школе отрывом теории от практики, авторы програм ...

Основные особенности личностно ориентированного урока
Цель - создание условий для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения учителем этой цели: · Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся; · Создание атмосферы заинтересованности к5аждого ученика в ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru