Обучение детей старшей группы составлению описательных рассказов

Образование и воспитание » Обучение детей старшей группы составлению описательных рассказов

Страница 6

На первом занятии воспитатель дает образец и план рассказа (Какая это вещь? Какие у нее есть части? Для чего они нужны? Покажи и объясни, как используют эту вещь.). Ребенок, подойдя к игрушке, берет ее в руки, рассматривает, ощупывает и начинает рассказывать, демонстрируя объект описания всем присутствующим. Если рассказ не получается, можно предложить эту же игрушку для описания другим детям, чтобы наглядно показать, как нужно выполнять задание.

Воспитатель продумываете, кого вызвать для описания следующей игрушки, учитывая трудность задания и интересы детей. Иногда для оживления занятия он предлагает детям самим выбрать игрушку для описания, вызывает рассказывать по желанию.

Повысить интерес к рассказыванию помогают такие приемы: ребенку предлагают поставить рядом любые 2-3 игрушки и рассказать о них самому или вызвать для рассказа любого из детей.

После занятий с общим наглядным материалом можно провести 1-2 с индивидуальным раздаточным материалом. Допустимо подбирать разнородные игрушки, но они должны быть примерно одинаковой сложности, некрупные (это упростит их хранение и раздачу). Все объяснения, указания воспитатель дает детям в начале занятия, до того, как игрушки будут розданы; к раздаче и сбору можно привлекать дежурных. В процессе занятия предлагаются дополнительные задания, например для классификации предметов по цвету, назначению и т.д. Эти занятия подготавливают детей к дидактическим играм различных видов.

Описание натуральных предметов.

Большое воспитательно-образовательное значение имеют занятия, на которых предлагаются натуральные предметы, знакомые детям из жизненной практики, окружающие их, используемые в обиходе. Это могут быть объекты природы (овощи, листья, комнатные растения), орудия труда и т.д. Поскольку таким занятиям предшествовала работа с демонстрационными и раздаточными игрушками, эффективнее сразу использовать комплекты предметов по числу детей в группе для раздачи всем. Старший воспитатель должен постепенно накапливать подобные наборы, руководствуясь программой по ознакомлению с окружающим. Например, для старшей группы – умывальные, почтовые принадлежности (гашеные конверты, открытки, марки), швейные принадлежности (клубки и катушки ниток, наборы пуговиц, лоскутков, ножницы и т.п.), для подготовительной группы – школьно-письменные принадлежности, а также комплекты разнородных предметов (ключи, футляры, записные книжки, фонарики и т.д.).

Рассказывая, ребенок тут же поясняет назначение предмета и правила его использования, демонстрирует действия с ним (движения щетки при чистке зубов, закрепление конца нитки на катушке и т.д.). Поскольку в каждом комплекте имеются аналогичные предметы, отличающиеся несущественными признаками, дети могут составлять о них сравнительные рассказы. Занятия разнообразятся придумыванием загадок, чтением художественных текстов о предметах.

На других занятиях, а также на прогулках дети могут познакомиться с составлением рассказов-этюдов. Это небольшие образные описания особенно выразительных объектов и явлений природы, произведений прикладного искусства (свежий распустившийся цветок, вид вечерней опушки леса, кружевная салфеточка на темном фоне и т.п.).

Умение описывать предметы закрепляется и в другой деятельности – на занятиях по конструированию ребенок рассказывает о свое постройке, в ролевой игре в космонавтов сообщает «по радио», что он видит внизу на земле.

Таким образом, в старшей группе дети учатся описывать игрушки, предметы, проявляя все большую активность. Педагог должен профессионально и умело руководить этим процессом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Особенности коррекционной работы при неречевой симптоматике дизартрии
Для возбуждения иннервации лицевой мускулатуры, преодоления амимичности лица и малоподвижности артикуляционного аппарата проводится массаж всей лицевой мускулатуры: легкое похлопывание ладонью по щекам, легкие пощипывающие движения пальцами по краю нижней челюсти снаружи, по подъязычной мышце и гло ...

Понятие о формах теоретического и производственного обучения
В общеобразовательных школах, СПТУ и средних специальных учебных заведениях применяются урочная и внеурочная формы организации обучения, в каждой из которых используются фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации учебной работы с учащимся. Все они в советской школе имеют коллективист ...

Характеристика общего недоразвития речи как системного речевого нарушения
Приведенные положения особенно значимы для коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). В логопедии как педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда наруш ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru