Несмотря на столь большое разнообразие очаговых поражений мозга, все они проявлялись в конечном итоге расстройствами речевых движений. При неврологическом обследовании имели место вялые или спастические параличи мышц речевого аппарата (бульбарная и псевдобульбарная); явления атаксии (мозжечковая дизартрия) или апраксии (корковая дизартрия) и нарушения мышечного тонуса (экстрапирамидная). Таким образом, родовая общность разных форм дизартрии сводится, во-первых, к тому, что это – расстройства различных двигательных фонов речевого акта. Так как у больных с разными клиническими формами дизартрии нарушается лишь двигательная реализация полноценных языковых средств речи (слов и словосочетаний, фонем и морфем), то, во-вторых, родовая общность форм дизартрии обнаруживается в дефектности, прежде всего внешней произносительной стороны речи (полные и обязательно частичные замены звуков речи, диспросодия, диспневмия). Эти дефекты искажают нормативную сторону русской речи, она теряет социально регламентированное звучание и в силу этого иногда приобретает различные "иностранные акценты". В совокупности все перечисленное обосновывает родовую общность различных дизартрических расстройств и позволяет отличить их от других форм клинической патологии речи. Теперь обратимся к тому, что отличает отдельные клинические формы дизартрии и характеризует их видовую избирательность и специфичность, следовательно, к тому, что позволяет проводить частную дифференциальную диагностику форм дизартрии.
Таблица 1 Сравнительная характеристика механизмов дизартрии.
Форма дизартрии |
Очаг поражения мозга |
Патогенез |
Мозжечковая |
Поражение мозжечка и его связей с другими структурами мозга |
Статическая и динамическая атаксия речевых движений |
Бульбарная |
Одностороннее или двустороннее поражение периферических двигательных нейронов V, VII, IX, X, XII ЧМН и их ядра |
Избирательные вялые параличи органов артикуляции. Атрофия и атония, снижены или отсутствуют глоточный и нижнечелюстной рефлексы. Поражаются произвольные и непроизвольные движения |
Псевдобульбарная |
Поражение центральных двигательных кортико-бульбарных нейронов, пирамидный путь |
Спастические параличи мышц речевого аппарата. Сочетание повышенного и пониженного тонуса мышц. Безусловные рефлексы усиливаются |
Экстрапирамидная |
Поражение экстрапирамидных ядер и их связей с другими структурами мозга, в частности с корой |
Нарушается мышечный тонус и тоническая позная активность, расстройство врождённых автоматизмов, гиперкинезы, тремор, синкинезии |
Корковая (кинетическая, кинестетическая) |
Одностороннее поражение коры доминантного полушария головного мозга: премоторные, моторные отделы; постцентральная извилина |
Артикуляторная апраксия: "кинестетическая" и "кинетическая" |
Таблица 2 Сравнительная характеристика клинических проявлений дизартрии
Форма дизартрии |
Клинические проявления (синдромы фонетических расстройств) |
Принцип направление коррекционной работы |
Мозжечковая |
Расстройства речевой просодии |
Коррекция статической и динамической атаксии |
Бульбарная |
Голос слабый, глухой. Тембр речи изменён по типу открытой гнусавости. Речь замедлена, неплавна, монотонна |
Устранение вялого паралича |
Псевдобульбарная |
Голос слабый, сиплый и хриплый, тембр речи изменён по типу закрытой гнусавости. Замедленный темп речи, не плавна, нарушение смодулированности речи |
Устранение пирамидного спастического паралича |
Экстрапирамидная |
Расстройство речевой просодии. Нарушены внятность и членораздельность речи в целом |
Преодоление экстрапирамидной дистонии и гиперкинезов, в том числе медикаментозное |
Корковая (кинетическая, кинестетическая) |
Расстройство выбора слогов со смешением, шумовых признаков слоговых согласных. Распад ритмических слоговых структур слов темп речи замедленный, нарушение плавности |
Формирование слоговых единиц устной речи |
Полезная информация:
Условия формирования здорового образа жизни у старших
дошкольников
Одним из основных условий формирования здорового образа жизни у старших дошкольников являются физкультурные занятия в дошкольном образовательном учреждении. Физкультурные занятия - основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям в детском саду. Эта форма работы являе ...
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим
недоразвитием речи
Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и другими) в ...
Уникальность и значение детства как возрастного периода жизни
человека
По Конвенции о правах ребенка, часть 1, статья 1, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто ве ...