Сравнительная характеристика форм дизартрий

Страница 1

Несмотря на столь большое разнообразие очаговых поражений мозга, все они проявлялись в конечном итоге расстройствами речевых движений. При неврологическом обследовании имели место вялые или спастические параличи мышц речевого аппарата (бульбарная и псевдобульбарная); явления атаксии (мозжечковая дизартрия) или апраксии (корковая дизартрия) и нарушения мышечного тонуса (экстрапирамидная). Таким образом, родовая общность разных форм дизартрии сводится, во-первых, к тому, что это – расстройства различных двигательных фонов речевого акта. Так как у больных с разными клиническими формами дизартрии нарушается лишь двигательная реализация полноценных языковых средств речи (слов и словосочетаний, фонем и морфем), то, во-вторых, родовая общность форм дизартрии обнаруживается в дефектности, прежде всего внешней произносительной стороны речи (полные и обязательно частичные замены звуков речи, диспросодия, диспневмия). Эти дефекты искажают нормативную сторону русской речи, она теряет социально регламентированное звучание и в силу этого иногда приобретает различные "иностранные акценты". В совокупности все перечисленное обосновывает родовую общность различных дизартрических расстройств и позволяет отличить их от других форм клинической патологии речи. Теперь обратимся к тому, что отличает отдельные клинические формы дизартрии и характеризует их видовую избирательность и специфичность, следовательно, к тому, что позволяет проводить частную дифференциальную диагностику форм дизартрии.

Таблица 1 Сравнительная характеристика механизмов дизартрии.

Форма дизартрии

Очаг поражения мозга

Патогенез

Мозжечковая

Поражение мозжечка и его связей с другими структурами мозга

Статическая и динамическая атаксия речевых движений

Бульбарная

Одностороннее или двустороннее поражение периферических двигательных нейронов V, VII, IX, X, XII ЧМН и их ядра

Избирательные вялые параличи органов артикуляции.

Атрофия и атония, снижены или отсутствуют глоточный и нижнечелюстной рефлексы. Поражаются произвольные и непроизвольные движения

Псевдобульбарная

Поражение центральных двигательных кортико-бульбарных нейронов, пирамидный путь

Спастические параличи мышц речевого аппарата.

Сочетание повышенного и пониженного тонуса мышц.

Безусловные рефлексы усиливаются

Экстрапирамидная

Поражение экстрапирамидных ядер и их связей с другими структурами мозга, в частности с корой

Нарушается мышечный тонус и тоническая позная активность, расстройство врождённых автоматизмов, гиперкинезы, тремор, синкинезии

Корковая (кинетическая, кинестетическая)

Одностороннее поражение коры доминантного полушария головного мозга: премоторные, моторные отделы; постцентральная извилина

Артикуляторная апраксия: "кинестетическая" и "кинетическая"

Таблица 2 Сравнительная характеристика клинических проявлений дизартрии

Форма

дизартрии

Клинические проявления (синдромы фонетических расстройств)

Принцип направление коррекционной работы

Мозжечковая

Расстройства речевой просодии

Коррекция статической и динамической атаксии

Бульбарная

Голос слабый, глухой. Тембр речи изменён по типу открытой гнусавости. Речь замедлена, неплавна, монотонна

Устранение вялого паралича

Псевдобульбарная

Голос слабый, сиплый и хриплый, тембр речи

изменён по типу закрытой гнусавости. Замедленный темп речи, не плавна, нарушение смодулированности речи

Устранение пирамидного спастического паралича

Экстрапирамидная

Расстройство речевой просодии. Нарушены внятность и членораздельность речи в целом

Преодоление экстрапирамидной

дистонии и гиперкинезов, в том числе медикаментозное

Корковая (кинетическая, кинестетическая)

Расстройство выбора слогов со смешением, шумовых признаков слоговых согласных. Распад ритмических слоговых структур слов темп речи замедленный, нарушение плавности

Формирование слоговых единиц устной речи

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Закономерности педагогического процесса
Педагогическая наука открывает, устанавливает закономерности и на их основе формулирует принципы. Закономерности дают знание о том, как протекают процессы; принципы дают знание о том, как строить процесс, направляют педагогическую деятельность. Закономерности педагогического процесса – это объектив ...

Структура силовых способностей человека
При педагогической - характеристике качества силы человека выделяют следующие её разновидности: 1. Максимальная изометрическая (статическая) сила, показатель силы, проявляемой при удержании в течение определенного времени предельных отягощений или сопротивлений с максимальным напряжением мышц 2. Ме ...

Исследование в системе методов обучения
Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований. И, несмотря на это проблема методов обучения, как в теории обучения, так и в педагогической практике остается весьма актуальной. Понятие метода обучения является ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru