Виды и формы дизартрии

Страница 2

Если имеется и вялый парез мышц мягкого неба, то все ротовые звуки приобретают неприятный гнусавый тембр: развивается открытая гнусавость.

В связной устной речи отмеченные изменения звуков достигают максимальной степени. Так, например, здесь особенно бывает выражена тенденция к превращению смычных согласных в щелевые; в стечениях согласных некоторые из них не только превращаются в щелевые, но просто полностью исчезают или сливаются с рядом стоящими в единый малоопределенный шум. Точно так же и редукция в потоке связной речи нередко доходит до полного исчезновения звука.

Описанная общая тенденция изменения артикуляции, естественно, может иметь различные варианты в зависимости от распределения паретических явлений в мышцах голосовых связок, мягкого неба, языка губ, а также в зависимости от физической сложности тех или иных звуков. Так, при равномерном поражении всех мышц преимущественно нарушаются самые дифференцированные переднеязычные звуки. Но при преобладании пареза в мышцах корня языка можно наблюдать преимущественное нарушение артикуляции заднеязычных звуков. Так как артикуляция мягких звуков требует менее дифференцированной иннервации мышц языка, чем артикуляция твердых, то при бульбарной дизартрии они обычно нарушаются меньше и позже твердых. Однако в случае поражения именно мышц спинки языка страдает в первую очередь артикуляция мягких звуков.

Псевдобульбарная дизартрия

Уменьшение объема силы движений паретичных мышц языка, а также других мышечных органов речевого аппарата, проявляется в процессе речи.

Голос бывает слабым, глухим и затухающим; смычные звуки часто артикулируются как щелевые, а щелевые звуки со сложной формой щели превращаются, как правило, в плоскощелевые. При этом всегда в первую очередь страдают звуки с наиболее тонкими и сложными артикуляционными укладами, произношение которых предполагает тонкую мозаику сокращенных и расслабленных мышечных пучков и групп волокон.

Часто изменяется артикуляция звуков [р], [л], [ш], [ж]. Звук [р] утрачивает вибрирующий характер, а нередко и звонкость, и заменяется щелевым звуком с преимущественно переднеязычным местом образования. Твердый [л] смягчается, так как исчезает активный прогиб спинки языка вниз, а когда исчезает приподнятость краев языка и смычка приподнятого кончика языка с твердым небом, то [л] начинает звучать как плоскощелевой более или менее звонкий звук с довольно широким или мало определенным фокусом образования. Звуки [ш] и [ж] тоже смягчаются или артикулируются всей поверхностью спастического языка, что акустически мало отличается от того, что выходит при попытках артикуляции звуков [р] и [л]. В артикуляции звука [ц] обычно подчеркивается его щелевой компонент, также возможно, что звук [ц] просто заменяется щелевым компонентом.

Значительно реже смычные звуки заменяются щелевыми.

Мягкие звуки устойчивее в речи, чем их твердые пары. Это и понятно, так как артикуляционные уклады мягких звуков ближе к нейтральной позиции языка. Они не требуют произвольного прогиба стенки языка вниз. Такие твердые звуки, как [м], [н], [р], [л], [б], [д], [в], [з], произносятся иногда смягченно.

Во всех случаях псевдобульбарной дизартрии избирательно страдают наиболее сложные и дифференцированные по своим артикуляционным укладам звуки [р], [л], [ш], [ж], [ц], [ч].

Эта характерная для псевдобульбарной дизартрии избирательность артикуляторных расстройств сочетается с не менее характерным избирательным нарушением произвольных движений. Так, ребенок не может высунуть язык из полости рта по заданию, но может облизнуть губы во время еды. Ребенок не может произнести ни одного звонкого звука (ни согласного, ни гласного), но громко "с голосом" кашляет, чихает и плачет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Терапевтический подход к инновациям в образовании
Образование — это стратегический ресурс страны. Одним из важнейших показателей уровня развития общества (в том числе образования как социального института) служит забота о целостном здоровье. Вместе с тем, образовательная практика на протяжении многих лет устойчиво демонстрирует противоположные - з ...

Обобщение результатов констатирующего исследования
При проведении логопедического обследования мы учитывали тот факт, что дети никогда ранее не занимались с логопедом и некоторые ситуации были для них незнакомыми, новыми. Дети терялись, зажимались, хоть и не отказывались от выполнения заданий - было видно, что они волнуются. Учет данного факта проя ...

Игра как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru