Ознакомление с устройством инструментов и приспособлений

Образование и воспитание » Методика обучения ручным операциям по обработке древесины и металла » Ознакомление с устройством инструментов и приспособлений

Страница 1

На занятиях в мастерских учащиеся изучают устройство и правила применения в работе режущего, измерительного инструментов и приспособлений. Необходимые знания и умения накапливаются у ребят при изучении конкретных инструментов, но необходимо стремиться к тому, чтобы со временем эти знания и умения стали обобщенными и использовались для формирования таких важных для современного производства качеств человека, как творческое отношение к труду, умение критически анализировать существующие условия труда и т.д.

При обучении операции строгания достаточно познакомить учащихся с приемами работы рубанком и шерхебелем. Однако известно, что для строгания применяются и другие инструменты в зависимости от того, какого профиля и какой точности требуется получить поверхность обрабатываемой детали. Сопоставление конструкций рубанка, фуганка, шерхебеля и других инструментов содействует развитию технического мышления учащихся, будет показывать им, что, изменяя конструкцию инструментов, можно лучше и быстрее выполнить работу.

Если такое сопоставление проводить на протяжении всего обучения в мастерских, то у ребят воспитывается стремление отнестись творчески к конструкции существующего режущего инструмента и усовершенствовать его. Не беда, если попытки учащихся не завершаются на этом этапе успехом. Главное – заложить основу. Результаты станут заметными в старших классах.

Чтобы сопоставление конструкции инструментов проходило при активном участии учащихся, я провожу беседу. Сначала рассказываю об операции строгания и знакомлю с устройством рубанка. При этом режущую часть железки сравниваю с зубом пилы, чтобы они еще раз убедились, что все режущие инструменты имеют одинаковую форму режущей части. После этого привожу примеры, когда рубанок нельзя использовать. «Как быть?» - спрашиваю и помогаю учащимся прийти к выводу, что необходимо изменить конструкцию рубанка, приспособив его к условиям работы.

Используя такой прием ознакомления с инструментом, можно добиться, чтобы учащиеся, работая только рубанком и шерхебелем, имели представление об операции строгания в целом. Если они встретят когда-нибудь незнакомый инструмент, который применяется для строгания, они поймут, что это разновидность рубанка.

Рассматривая процесс резания металлов, я обобщаю знания и умения учащихся. В начальных классах ребятам приходилось резать ножницами бумагу, картон, ткань. Поэтому я, показывая ножницы для резания металлов, предлагаю определить, чем они отличаются от уже известного им подобного инструмента. Обычно учащиеся обращают внимание на то, что эти ножницы более массивны, что ручки у них длиннее. Спрашиваю, чем это обусловлено. Многие из ребят объясняют это тем, что металл труднее резать. Мнение учащихся подтверждается, когда они начинают работать. В конце урока обращаю внимание детей на то, что у рычажных ножниц ручка еще длиннее и резать металл ими легче. Учащиеся убеждаются в этом, когда я демонстрирую резание двухмиллиметровой стальной полосы.

«Только ли таким путем можно облегчить процесс резания?» - спрашиваю и напоминаю учащимся, что они уже знакомились с заменой ручной правки и гибки машинной: «Можно ли резание вручную заменить резанием машинным?»

Ребята отвечают, что можно. Однако подавляющему большинству из них не приходилось видеть механических ножниц. Поэтому я показываю на таблице принципиальную схему работы таких ножниц.

Объясняя различные работы с проволокой, можно дать несложное задание для развития технического мышления. Показав плоскогубцы, рассказываю о их назначении и устройстве. После практической работы с применением плоскогубцев даю учащимся круглогубцы и предлагаю самостоятельно изучить их конструкцию, сравнить с конструкцией плоскогубцев и сказать, для выполнения каких операций они предназначены. Такие задания поощряют учащихся к использованию своих знаний и содействуют развитию их технического мышления.

Чрезвычайно большое значение для выполнения практических работ имеет ознакомление учащихся с приспособлениями для обработки древесины и металлов. С простейшими приспособлениями учащиеся встречаются начиная с 5 класса. Так в процессе работы с проволокой ребята используют оправки. Эти приспособления дают возможность ознакомить их с конкретным примером облегчения труда людей с помощью простых механизмов. Вместе с тем эти приспособления настолько просты, что внимание учащихся удается сосредоточить на самом процессе гибки. На этом этапе обучения основная задача состоит в том, чтобы дать детям представление о влиянии приспособлений на производительность труда.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Модель дидактического анализа
Базовая модель дидактического анализа, представленная доктором ван Гельдером, может быть интерпретирована как инвариантная модель, в формате которой можно описать многие производственные процессы и процессы оказания услуг. Раскрываемая в ходе дальнейшего изложения (рис. 3) детальная модель показыва ...

Специфика организации и проведения кружковой работы в специализированном детском доме для детей с ограниченными возможностями развития
Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности детей по их интересам, которая организуется и проводится в различных кружках. Практика работы с детьми с особыми образовательными потребностями показывает, что рациональная организация внутри школьной кружковой работы способс ...

Характеристика социального приюта для детей и подростков
Социальный приют для детей и подростков – стационарное учреждение социального обслуживания, предназначенное для временного проживания детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, до определения совместно с органами опеки и попечительства наиболее оптимальных форм жизнеустройства. О ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru