Устная проверка знаний учащихся может применяться на разных этапах урока, в том числе и при проверке усвоения домашнего задания. При устном опросе учитель расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает учащимся вопросы.
При индивидуальной проверке в течение определенного времени опрашивается только один ученик. Во время опроса могут быть проверены основательно знания данного ученика со всех точек зрения: полноты, глубины, сознательности и прочности, умения и правильности выразить их в устной речи и т.д. Весьма важно в ходе индивидуального опроса не допустить бездействия других учеников - их занимают в это время другими видами работы.
Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний, учащихся устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более 3-4 учащихся. Поэтому на практике применяются различные модификации этого метода и, в частности, фронтальный и уплотненный опрос, а также «поурочный балл».
Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа учащихся. При фронтальном, его также называют «беглым», опросе не всегда легко выставлять учащимся оценки, так как ответ на 1-2 мелких вопроса не дает возможности определить ни объема, ни глубины усвоения пройденного материала. Этот вид проверки знаний учеников может также применяться на разных этапах урока, но лучше всего его применять для активизации познавательной деятельности учеников, мобилизации их умственных и волевых усилий на овладение учебным материалом в процессе его изложения. Характерным для фронтальной устной проверки знаний является то, что вопросы, как правило, ставятся всему классу. В обычных условиях отвечает на эти вопросы кто-нибудь один, но применение различных средств обратной связи (например: «светофорчики», «перфокарты»), а в некоторых школах уже возможно и применение оборудования компьютерных классов, позволяет учителю воспринять и ответы всех учеников одновременно.
Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем-пяти учащимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них оценки, несколько «уплотняя», т.е. экономя время на проверку знаний, умений и навыков.
Известной модификацией устного опроса является также выставление отдельным учащимся так называемого поурочного балла. Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы товарищей, отвечающих устно, может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала, проявлять активность при закреплении знаний, обнаруживая, таким образом, хорошее усвоение изучаемой темы. Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и произвольное внимание учащихся, способствовать выработке сознательного отношения к регулярному труду, а также делать более систематической проверку их знаний.
Одним из средств оперативной проверки являются кратковременные письменные самостоятельные работы. Применение этого вида проверки позволяет учителю получить значительную информацию об успеваемости и уровне усвоения материала каждым учащимся в данный момент времени.
Кратковременные письменные работы могут быть совмещены с устным индивидуальным опросом. Такие работы лучше проводить по нескольким вариантам, заимствуя их из дидактических материалов или составляя заранее, варианты раздаются всем ученикам в классе. При подборе вопросов и заданий для письменной проверки следует учитывать уровень развития каждого учащегося; вопросы формулировать таким образом, чтобы на них ребёнок мог ответить конкретно. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Это важная положительная сторона данного метода. Такие работы могут проводиться в начале урока - для мобилизации внимания и привлечения знаний учащихся к восприятию нового материала, но лучше проводить их в конце урока - на закреплении проработанного материала.
Контрольные работы. Это весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей.
Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы, а также в конце четверти или учебного года по совокупности всего материала, проработанного за данный период времени, учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся. Результаты этих работ служат учителю ориентиром в организации дальнейшего обучения учащихся. Кроме четвертных контрольных работ целесообразно проводить одну-две работы в течение каждой четверти с целью проверки уровня сформированности у учащихся знаний и умений в результате изучения ими наиболее важных тем программы. Такие работы, как правило, однородны по характеру предлагаемых заданий; они дают учителю реальные представления об овладении учеником конкретным умением.
Полезная информация:
Обучение детей старшей группы составлению описательных рассказов
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам. Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Е.И. Тихеева писала: «Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми ...
Влияние психологических и возрастных особенностей
младших школьников на овладение иностранным языком
Определенное содержание обучения иностранному языку невозможно без обращения к психологии − науке о закономерностях психического отражения действительности в сознании человека, исследующей душевные свойства, мыслительную деятельность и состояние индивида в зависимости от условий, в которых он ...
Влияние занятий физической культурой на умственную работоспособность
Выяснение влияния учебных занятий гимнастикой на умственную работоспособность школьников явилось первым в истории психологии направлением в изучении воздействия физических упражнений на психическую сферу человека. Оно началось в последней четверти прошлого столетия в связи с решением практического ...