Комплексное обследование формирует представление о структуре речевого дефекта и на этой базе позволяет разработать механизмы взаимодействия родителей и учителя-логопеда в коррекции фонетических процессов у детей с общим недоразвитием речи.
Изучение анамнестических данных позволило выявить неблагоприятные факторы, способствующие в дальнейшем речевым нарушениям: беременность протекала, с угрозой выкидыша у 2 человек, на фоне различных заболеваний у 5 (внутриутробный сепсис, внутриутробная гипоксия), срочные роды у 5 человек (у одного с легкой асфиксией), искусственное вскармливание у всех; у всех 4 человек отмечаются ПЭП, СДД, частые заболевания ОРВИ; гипотрофия I— II степени у 3 человек, гипохромная анемия у 5 человек, у 1 человека - рахит I степени; отмечается позднее начало гуления (с 5 - 6 месяцев) и лепета (с 10 - 12 месяцев) у всех 10 человек; первые слова у 7 человек с 2 - 3 лет, у 3 человек с 3 - 4 лет, фразовая речь появилась к 4 годам.
Таким образом, отягощенный анамнез наблюдается у 100% детей, вследствие этого и раннее психоречевое развитие идет с отставанием у всех 100% детей.
Одним из направлений комплексной диагностики является оценка уровня сформированности мелкой и артикуляционной моторики.
Говоря об уровне сформированности мелкой моторики, можно отметить полученные результаты по предложенным заданиям (параграф 2.1.1.):
- свободное удержание созданной позы плавное, точное и одновременное выполнение проб у 20% детей (Никита Н., Ваня П.);
- напряжённость, скованность движений, нарушение темпа выполнения движений - 50 %;(Дима Н., Альмис М., Саша 3., Миша Б., Оксана Е.);
- невозможность удержания созданной позы, скованность движений пальцев рук, наличие синкинезий (Женя. Ч, Галя О., Сережа П.) нарушение переключения от одного движения к другому, невозможность выполнения движений - 30% детей.
Мониторинг показал, что при анализе мелкой моторики 80% обследованных детей на момент исследования, испытывали напряженность, скованность движений; нарушали темп выполнения и переключаемость движений, а также то, что родители не обращают внимания на неловкость движения рук своих детей.
При обследовании органов артикуляционного аппарата (параграф 2.1.2.) отмечалось, что у всех детей анатомическое строение артикуляционного аппарата с отклонениями (зубы - кривые; язык - толстый или вялый; подъязычная уздечка - короткая; небо - высокое, узкое).
Результаты обследования состояние артикуляционной моторики выявили:
при исследовании двигательных функций артикуляционного аппарата (губ, челюсти, языка) с заданиями справились 30% детей;
- у 40% отмечается недостаточно точное выполнение проб, напряженность при удержании созданной позы, движения не дифференцированы (движения языка не точные, не полного объема, язык в гипертонусе, затруднено поднимание языка вверх);
- 30% детей не справляются с данными заданиями, отмечается поиск артикуляции.
данные исследования динамической организации движений артикуляционного аппарата позволяют сделать выводы:
- движения в полном объеме, правильно и активно никто не выполняет;
- у 40% детей движения артикуляционного аппарата вялые, их объем неполный, присутствует замена движений, нарушение переключения от одного движения к другому,
- наличие синкинезий-50% (Галя О., Женя Ч., Альмис М., Дима Н., Сережа П.) у 20% (Женя Ч., Сережа П.) саливация;
- невозможность удержания созданной позы, невыполнение движений, застревание на одном движении встречалось у 60% детей.
Обработка данных выявила, что в результате исследования движений артикуляционной моторики выяснилось, что при выполнении статических упражнений с заданиями справились 30% детей, выполнение же динамических проб вызвало затруднения у 100% детей: наблюдались синкинезии, саливация, застревания на одном движении.
Полезная информация:
Организация индивидуальной работы по совершенствованию памяти
В ходе выполнения практической работы по данной теме нами было проведено исследование в Куртамышской средней школе №2 в 3 «Б» классе. В данном классе 20 человек: 10 мальчиков и 10 девочек. Одна девочка обучается на дому. Обследованию подвергались 19 учащихся. Классный руководитель даёт следующую ха ...
Политехнический принцип
Основные принципы всех процессов производства служат научно-производственной базой политехнического образования. Практическая реализация политехнического принципа в обучении квалифицированных рабочих выдвигает определенные требования к содержанию и методике теоретического и производственного об ...
Обзор методик логопедической работы по развитию грамматического строя речи
Ввиду того, что несформированность грамматического строя речи является одним из факторов возникновения трудностей при овладении письменной речью, было проведено множество исследований и разработаны методы и приемы по его развитию. В общей логопедии проблемы формирования лексико- грамматических кате ...