Анализ современных подходов в преодолении нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Образование и воспитание » Преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством создания системы взаимодействия учителя-логопеда и родителей » Анализ современных подходов в преодолении нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Страница 2

Новые средства специального обучения дополняют, но не вытесняют традиционные. Им отводится строго определенная роль и место в учебном процессе.

К традиционным подходам в коррекции речевых нарушений у детей относится и взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей. Именно семье принадлежит особая роль в воспитании и обучении ребенка с общим недоразвитием речи.

В статье 18 п. 1 Закона «Об образовании», которая целиком посвящена образованию детей дошкольного возраста указано, что родители являются первыми педагогами ребенка - дошкольника и именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности своего ребенка, то есть максимальная ответственность за развитие и воспитание ребенка возлагается на родителей (семью).

Изучение зарубежных источников свидетельствует о том, что в западной педагогике работе с родителями уделяется одно из центральных мест.

Американский исследователь А. Хендерсон утверждает, что участие родителей в учебном процессе создает благоприятную среду для успешной работы педагогов и детей. В американской литературе по логопедии, в частности в исследовании К. Wood,установлена зависимость возникновения нарушений произношения от эмоционально - личностных особенностей матерей обследованных детей.

Влияние стиля общения матерью на формирование речи ребенка исследовали и у нас.

В Новокузнецке в 2002 - 2004 годах по данным исследователей выявлено, что при материнской депривации становление речевых функций у ребенка затрудняется. Чем сильнее выражена степень депривации, тем чаще встречаются случаи тяжелых расстройств.

Во многих семьях препятствием для развития речи ребенка является отсутствие стимуляции к речи, излишняя опека всеми членами семьи, ограничение его речевой активности, изоляция ребенка от общения с окружающими детьми.

Ребенок, даже посещающий специализированные учреждения, значительную часть времени проводит в семье, и родители должны в это время продолжать работу по его обучению.

Реальная действительность такова, что не все родители имеют возможность выполнять возложенные обязанности в развитии ребенка качественно и с полной ответственностью по ряду причин:

разный социальный статус, уровень образования родителей

недопонимание родителями возрастных особенностей детей и педагогических требований (отсюда завышенные или заниженные требования к возможностям детей)

отсутствие педагогических знаний и опыта

перекладывание всей полноты ответственности за здоровье, воспитание и обучение ребенка на педагогов .

Необходимо находиться в тесном контакте со специалистами, знать, чему обучается ребенок, и стараться поддерживать и закреплять эти умения и навыки в домашних условиях .

Обучение родителей педагогическим технологиям и демонстрация педагогом на занятиях способов их применения в различных ситуациях обеспечит непрерывность обучения ребенка и моделирование естественности среды, в которой он воспитывается.

Мы видим, что, логопедическая работа по коррекции звукопроиз-ношения у детей с общим недоразвитием речи не представляется возможной без участия в ней родителей воспитанников.

Таким образом, в заключение теоретической части дипломной работы можно сделать следующие выводы:

Речь является одним из важнейших психических процессов, от которого зависят остальные когнитивные функции. Если нарушена речь, то страдают и все остальные психические процессы.

Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранном интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. В зависимости от характера сформированности всех компонентов языка выделяют четыре уровня речевого развития.

Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения.

Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произнесение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком, а также отсутствие звука или замена близким по артикуляции, последняя создает условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Характеристика специфики развития внимания у старших дошкольников
Данная проблема рассматривается В.Я. Романовым и Ю.Б. Дормашевым. Основная трудность, возникающая на пути научного исследования внимания, состоит в чрезвычайном разнообразии его проявлений и, как следствие, неоднозначности приписываемых ему функций. К субъективным явлениям внимания традиционно отно ...

Состав природного газа и нефти
Прежде всего, следует отметить, что состав природных горючих ископаемых сильно варьируется в зависимости от месторождения. Основной компонент природного газа – метан (до 95% по объему). Кроме метана в природном газе содержатся другие алканы – этан, небольшое количество пропана и бутанов, а также не ...

Особенности количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста
Уже в раннем возрасте у детей накапливаются представления о совокупностях, состоящих из однородных предметов: «Много кукол», «Три кубика», «Пять пальчиков на руке». Эти первые представления начинают обобщаться, отражаясь сначала в пассивной речи детей. Первоначальное формирование представления о мн ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru