Психологические основы развития звукопроизношения у детей в норме

Страница 4

Ребенок начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи.

Значительно улучшается подвижность артикуляционного аппарата (мышц языка, губ, нижней челюсти), но произношение детей все еще далеко от нормы. Артикуляционные затруднения продолжают тормозить усвоение звуков. В речи ребенка практически отсутствуют шипящие и сонорные, но твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей. В это время существенно совершенствуется восприятие ребенком речи окружающих. В ряде случаев он улавливает неправильное произношение слов сверстниками.

Ребенок начинает различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (дрова – трава; кошка – мошка), ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Дети все чаще пользуются словами более сложными по слоговой структуре: состоящими из трех и более слов, хотя при этом не всегда могут сохранить слоговую структуру слова (укорачивают слова), переставляют слоги, заменяют или опускают отдельные звуки.

В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оценочного значения, слова обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.

Если родители ребенка сформировали у него положительное отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Малыш хорошо запоминает текст и практически дословно, хотя свободно пересказать своими словами сказку он еще не может.

Обзор литературы свидетельствует, что к концу преддошкольного этапа:

резко повышается речевая активность;

совершенствуется ребенком восприятие речи окружающих;

дошкольный этап – от 3 до 7 лет

После трех лет интенсивно развивается фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением. Звуковая сторона речи при нормальном речевом развитии ребенка полностью формируется к 4 – 5 годам жизни. Но у части могут наблюдаться смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов.

На протяжении периода от трех до семи лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие. В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4 – 6 годам достигает 3000-4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются.

Словарь уже обогащен за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки. Ребенок активно употребляет обобщающие слова («одежда», «животные», «цветы» и т. п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей природы и действительности.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи, овладение связной речью.

По определению А.Н.Гвоздева, к трем годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.

Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространённая форма высказываний в этом возрасте – простое распространенное предложение( «Я куклу в такое красивое платье одела»).

На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений(«Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, апельсины, яблоки.»)

Ребенок овладевает к пяти годам всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

У многих детей значительно улучшается фонематическое восприятие: они начинают дифференцировать гласные и согласные звуки, далее мягкие – твердые согласные, наконец, - сонорные, шипящие и свистящие звуки.

Таким образом, к концу дошкольного периода ребенок достигает высокого уровня в речевом развитии:

Овладевает правильным звуковым оформление слов, четко и ясно

их произносит.

Имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь, строит различные по конструкции предложения, усвоив основные формы согласования слов, свободно пользуется монологической речью.

Имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет навыками звукового анализа слов.

Все это способствует в дальнейшем успешному обучению в школе.

школьный период – от 7 до 17 лет.

Главная особенность развития речи у детей на данном этапе – это её сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи – письменной речи.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Языковые признаки и особенности публицистического стиля
Лексические признаки 1. В публицистическом стиле всегда присутствуют готовые стандартные формулы (или речевые клише), которые носят не индивидуально-авторский, а социальный характер: горячая поддержка, живой отклик, резкая критика, наведение элементарного порядка и др. В результате многократных пов ...

Комсомольские и пионерские организации
Стремление советского правительства воспитать политически благонадежное, преданное своей родине новое поколение нашло свое отражение в создании комсомольских и пионерских организаций. В старших классах школ II ступени создавались ячейки комсомола, которые организовывали общественные мероприятия для ...

Технология организации учебно-воспитательного процесса на основе дифференцированного подхода к учащимся при обучении и проверки знаний
Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса считается выбор рациональной системы методов и приёмов обучения и оценки качества знаний, её оптимизация с учётом возраста учащихся, уровня их подготовки, развития общеучебных умений, специфике решаемых образовательных и воспита ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru