Психологические основы развития звукопроизношения у детей в норме

Страница 3

преддошкольный этап первоначального овладения языком – до 3 лет

Возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает самостоятельно употреблять осмысленные слова. Произнося первые слова, ребенок воспроизводит их общий звуковой облик, обычно в ущерб роли в нем отдельных звуков: малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Все исследователи детской речи единодушны в том, что фонетический строй речи и словарь дети усваивают не параллельно, а последовательными скачками. Слова могут выражать законченное целостное сообщение, и в этом отношении равняться предложению. Первые слова обычно представляют собой сочетание открытых повторяющихся слогов. Более сложные слова, могут быть фонетически искажены при сохранении части слова: корня, начального или ударного слога .

Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой происходит его общение со взрослым.

Поэтому такая речь называется ситуационной; она сопровождается мимикой и жестами.

С полутора лет слово приобретает обобщённый характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. По мере роста словаря фонетические искажения проступают более заметно.

Это свидетельствует о более быстром развитии лексико-семантической стороне речи по сравнению с фонетической, формирование которой требуют созревания фонематического восприятия и речевой моторики.

Речевая активность ребенка в этом возрасте существенно зависит от эмоционального участия взрослого в общении.

Овладение фонетической стороной речи на втором году жизни ребенка сопровождается все более дифференцированным и точным восприятием и воспроизведением звуковой структуры слов и фраз.

В основе этого лежит происходящее в процессе общения дальнейшее совершенствование аналитико-синтетической деятельности слухового и речедвигательного анализаторов, постепенный переход от грубых акустических и артикуляционных дифференцировок к все более тонким.

В исследовании Н.Х.Швачкина показано, что последовательность овладения фонематическими противопоставлениями зависит не только от чисто акустических свойств фонем, но также и от того, может ли ребенок произнести те или иные фонемы и как часто они встречаются в речи окружающих.

На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. Исследования отечественных и зарубежных ученых приводят данные о росте словаря детей.

Приведем наиболее распространённые данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 году 6 месяцам – 10-15 слов (это преимущественно существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия); к концу 2-го года – 300 слов; к 3 годам – около 1000 слов.

После полутора лет малыши способны задавать вопросы: «Как это называется?», «Что это?». Речь еще аграмматична. Дети пока пользуются фразами из двух-четырех слов, согласуют глаголы третьего лица единственного числа настоящего времени с существительными, используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение «я».

К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.

В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности. Значения слов становятся все более определенными.

Так, дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы, а также значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван). Они могут выполнять простые просьбы взрослых, состоящие из двух частей (подойди к столу и принеси куклу). Уже понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул – это стул).

Самым значимым отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в его речи.

К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи: появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Принцип связи теории с практикой
Практика является основой познания. Поэтому учащиеся должны понимать, что теоретические изыскания осуществляются не сами по себе и не ради развития самой науки, а для совершенствования практической деятельности, улучшения жизни людей. Главной особенностью этого принципа и является то, чтобы учащиес ...

Принципы управления движениями
В преподавании современного танца необходимо учитывать принципы управления движений, которые являются главной частью визуального восприятия манеры и стиля исполнения. Движение – перемещение тела или отдельных частей тела в пространстве – составная часть физических упражнений. Выполнение движений по ...

Наблюдения и опыты, межпредметные связи при обучении географии
Организация наблюдений и практических работ на местности – особенность обучения географии, необходимое условие, при котором учитель управляет процессом восприятия учащимися окружающего мира. Школьники при этом обогащают свой жизненный опыт; у них формируется конкретно-образное, а затем и абстрактно ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru