Психологические основы развития звукопроизношения у детей в норме

Страница 3

преддошкольный этап первоначального овладения языком – до 3 лет

Возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает самостоятельно употреблять осмысленные слова. Произнося первые слова, ребенок воспроизводит их общий звуковой облик, обычно в ущерб роли в нем отдельных звуков: малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Все исследователи детской речи единодушны в том, что фонетический строй речи и словарь дети усваивают не параллельно, а последовательными скачками. Слова могут выражать законченное целостное сообщение, и в этом отношении равняться предложению. Первые слова обычно представляют собой сочетание открытых повторяющихся слогов. Более сложные слова, могут быть фонетически искажены при сохранении части слова: корня, начального или ударного слога .

Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой происходит его общение со взрослым.

Поэтому такая речь называется ситуационной; она сопровождается мимикой и жестами.

С полутора лет слово приобретает обобщённый характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. По мере роста словаря фонетические искажения проступают более заметно.

Это свидетельствует о более быстром развитии лексико-семантической стороне речи по сравнению с фонетической, формирование которой требуют созревания фонематического восприятия и речевой моторики.

Речевая активность ребенка в этом возрасте существенно зависит от эмоционального участия взрослого в общении.

Овладение фонетической стороной речи на втором году жизни ребенка сопровождается все более дифференцированным и точным восприятием и воспроизведением звуковой структуры слов и фраз.

В основе этого лежит происходящее в процессе общения дальнейшее совершенствование аналитико-синтетической деятельности слухового и речедвигательного анализаторов, постепенный переход от грубых акустических и артикуляционных дифференцировок к все более тонким.

В исследовании Н.Х.Швачкина показано, что последовательность овладения фонематическими противопоставлениями зависит не только от чисто акустических свойств фонем, но также и от того, может ли ребенок произнести те или иные фонемы и как часто они встречаются в речи окружающих.

На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. Исследования отечественных и зарубежных ученых приводят данные о росте словаря детей.

Приведем наиболее распространённые данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 году 6 месяцам – 10-15 слов (это преимущественно существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия); к концу 2-го года – 300 слов; к 3 годам – около 1000 слов.

После полутора лет малыши способны задавать вопросы: «Как это называется?», «Что это?». Речь еще аграмматична. Дети пока пользуются фразами из двух-четырех слов, согласуют глаголы третьего лица единственного числа настоящего времени с существительными, используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение «я».

К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.

В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности. Значения слов становятся все более определенными.

Так, дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы, а также значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван). Они могут выполнять простые просьбы взрослых, состоящие из двух частей (подойди к столу и принеси куклу). Уже понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул – это стул).

Самым значимым отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в его речи.

К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи: появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Разработка перечня контролируемых вопросов по изучаемым разделам
Для рассматриваемой в данной дипломной работе темы можно предложить следующий перечень контролируемых вопросов для проверки основных понятий темы. Что такое «информационное общество»? Какова глобальная этапность исторического развития человечества? Каковы основные положения концепции информационног ...

Методика оздоровления детей
Наблюдения гигиенистов за реакцией учащихся на учебную деятельность при различной ее организации позволяет отнести к здоровьесберегающим следующие педагогические технологии: — модель структуры урока, разработанную группой авторов под руководством Г. Г. Левитаса; — модульное обучение — довольно стар ...

Психолого-педагогические основы содержания и технологий современного урока литературы
Среди многих гуманитарных предметов, включенных в программу, особое место занимает литература. Художественное произведение представляет собой некоторую знаковую модель, в которой зафиксирован его герой (человек или антропоморфизированный объект): его характер, душевные переживания, страсти, ум, вол ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru