Психологические основы развития звукопроизношения у детей в норме

Страница 2

На 5-6 месяцах жизни развиваются способности подражания голосовым реакциям взрослого. Появляется лепет, т. е. произнесение отдельных слогов: ба-ба-ба, да-да-да. В нем уже слышны довольно ясные звуки. Из гласных звуков чаще других производится звук [а] в сочетании с согласными (п, б, м, д, т, к). При подражании взрослому ребенок активно повторяет за ним слоги. В лепете слышны интонации удовольствия и неудовольствия. Малыш уже готов к игровой деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.

Этот период очень важен, т. к. малыш развивает и упражняет свой артикуляционный аппарат, тренирует одновременно физический и фонематический слух. Артикуляции в лепете по сравнению с гулением приобретают большую точность и устойчивость.

В лепете ребенка развиваются координации речевых движений, дифференцируются слуховые (ребенок прислушивается к своему голосу), тактильные и кинестетические раздражители. Образуются новые звуковые связи. Лепет постепенно усложняется по нескольким направлениям:

иногда явственно выступает ритм, возникают все новые и новые сочетания звуков, удлиняются звуковые вокализации.

С 6 месяцев ребенок путем подражания перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

В возрасте 8 месяцев ребенок овладевает элементарным пониманием речи, основанном на различении только ее ритмико-интонационного состава, то есть откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение.

Н.Х.Швачкин называл этот период в развитии речи ребенка дофонемным. Исследования Ф.И.Фрадкиной показали, что при изменении звукового состава слова, но при сохранении его ритмико-мелодической структуры, понимание его все равно сохраняется: известно, что в 8 месяцев у ребенка можно выработать двигательную реакцию (хлопки в ладоши) на песенку «Ладушки-ладушки».

Ф.И.Фрадкина заменяла слова «ладушки-ладушки» словами «капитан-капитан» и получила на них ту же двигательную реакцию.

Период 10-11 месяцев – это период развития понимания речи, основанного на различении звукового состава слов.

Исследования ученых показывают, что к концу первого года жизни слово впервые служит орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).

Этот период Н.Х.Швачкин называет периодом фонемной речи. Он установил последовательность развития процесса различения звуков речи: сначала ребенок начинает различать в потоке воспринимаемой речи гласные звуки, затем возникает дифференциация шумных и сонорных, далее твердых-мягких согласных, глухих-звонких, шипящих-свистящих, р-л.

На 11-12 месяцах дети уже могут выполнять простые просьбы взрослых, подкрепленные жестами. В активной речи малыша появляются первые слова. Запас слов годовалого ребенка не одинаков: от двух-трех до пятнадцати-двадцати слов. Есть дети, не имеющие в активном словаре слов, но демонстрирующие приличное понимание речи.

Первые слова, которые произносит маленький ребенок, это, как правило, ударные слоги знакомых слов: «ка» - каша, «пу» - капуста; простые двусложные слова, состоящие из двух одинаковых слогов: «мама», «папа», «баба» и т. д. Эти слоги и простейшие слова можно назвать словами-предложениями, т. к. для ребенка они обозначают целые понятия, хотя в этих словах-предложениях нет сочетания по грамматическим правилам языка. На этом этапе малыш использует в общении как минимум одно – два «лепетных слова» (типа ляля, баба), понятных для родителей в конкретной ситуации.

К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже пять – шесть «лепетных слова», понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Он хорошо уже понимает простые просьбы и фразы, сопровождаемые жестами («поцелуй маму», «где папа?», «дай ручку», «нельзя»).

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что первый год жизни ребенка является подготовительным к овладению речи. В этот период у младенца развивается зрительная и слуховая сосредоточенность (он прислушивается к звукам речи, отыскивает и сосредотачивает свое внимание на источнике звука, на лице говорящего), развивается понимание речи, в процессе гуления, лепета идёт интенсивное развитие артикуляционного аппарата.

Следует отметить, что при развитии звукопроизношения происходят существенные анатомо-физиологические изменения дыхательного, голосового и артикуляторного отделов речевого аппарата. Интенсивное развитие функции слухового и речедвигательного анализаторов имеет особо важное значение для формирования речи. Общение между взрослым и ребенком строится в основном на эмоциональной основе. А с появлением первых осмысленных слов и с помощью речи. С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

О понятии педагогической технологии
Образование это индустрия, направленная в будущее. С.П.Капица Что такое обучение, построенное как технология, какую структуру оно имеет, как использовать технологии и что же они могут дать на практике? Вот вопросы, которые в наибольшей степени интересуют сегодня педагогов-практиков. Технологией обы ...

Реализация принципа доступности
Известны классические правила, относящиеся к практической реализации принципа доступности, сформулированные еще Я.А.Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил д ...

Структура высшего образования Российской Федерации
Система высшего профессионального образования в структуре профессионального образования занимает ведущее место. Обучаясь в вузе, гражданин на более высоком уровне может овладеть профессиональными навыками будущей профессии. При этом, теоретическому материалу уделяется достаточно много места. Будущи ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru