Психологические основы развития звукопроизношения у детей в норме

Страница 2

На 5-6 месяцах жизни развиваются способности подражания голосовым реакциям взрослого. Появляется лепет, т. е. произнесение отдельных слогов: ба-ба-ба, да-да-да. В нем уже слышны довольно ясные звуки. Из гласных звуков чаще других производится звук [а] в сочетании с согласными (п, б, м, д, т, к). При подражании взрослому ребенок активно повторяет за ним слоги. В лепете слышны интонации удовольствия и неудовольствия. Малыш уже готов к игровой деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.

Этот период очень важен, т. к. малыш развивает и упражняет свой артикуляционный аппарат, тренирует одновременно физический и фонематический слух. Артикуляции в лепете по сравнению с гулением приобретают большую точность и устойчивость.

В лепете ребенка развиваются координации речевых движений, дифференцируются слуховые (ребенок прислушивается к своему голосу), тактильные и кинестетические раздражители. Образуются новые звуковые связи. Лепет постепенно усложняется по нескольким направлениям:

иногда явственно выступает ритм, возникают все новые и новые сочетания звуков, удлиняются звуковые вокализации.

С 6 месяцев ребенок путем подражания перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

В возрасте 8 месяцев ребенок овладевает элементарным пониманием речи, основанном на различении только ее ритмико-интонационного состава, то есть откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение.

Н.Х.Швачкин называл этот период в развитии речи ребенка дофонемным. Исследования Ф.И.Фрадкиной показали, что при изменении звукового состава слова, но при сохранении его ритмико-мелодической структуры, понимание его все равно сохраняется: известно, что в 8 месяцев у ребенка можно выработать двигательную реакцию (хлопки в ладоши) на песенку «Ладушки-ладушки».

Ф.И.Фрадкина заменяла слова «ладушки-ладушки» словами «капитан-капитан» и получила на них ту же двигательную реакцию.

Период 10-11 месяцев – это период развития понимания речи, основанного на различении звукового состава слов.

Исследования ученых показывают, что к концу первого года жизни слово впервые служит орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).

Этот период Н.Х.Швачкин называет периодом фонемной речи. Он установил последовательность развития процесса различения звуков речи: сначала ребенок начинает различать в потоке воспринимаемой речи гласные звуки, затем возникает дифференциация шумных и сонорных, далее твердых-мягких согласных, глухих-звонких, шипящих-свистящих, р-л.

На 11-12 месяцах дети уже могут выполнять простые просьбы взрослых, подкрепленные жестами. В активной речи малыша появляются первые слова. Запас слов годовалого ребенка не одинаков: от двух-трех до пятнадцати-двадцати слов. Есть дети, не имеющие в активном словаре слов, но демонстрирующие приличное понимание речи.

Первые слова, которые произносит маленький ребенок, это, как правило, ударные слоги знакомых слов: «ка» - каша, «пу» - капуста; простые двусложные слова, состоящие из двух одинаковых слогов: «мама», «папа», «баба» и т. д. Эти слоги и простейшие слова можно назвать словами-предложениями, т. к. для ребенка они обозначают целые понятия, хотя в этих словах-предложениях нет сочетания по грамматическим правилам языка. На этом этапе малыш использует в общении как минимум одно – два «лепетных слова» (типа ляля, баба), понятных для родителей в конкретной ситуации.

К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже пять – шесть «лепетных слова», понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Он хорошо уже понимает простые просьбы и фразы, сопровождаемые жестами («поцелуй маму», «где папа?», «дай ручку», «нельзя»).

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что первый год жизни ребенка является подготовительным к овладению речи. В этот период у младенца развивается зрительная и слуховая сосредоточенность (он прислушивается к звукам речи, отыскивает и сосредотачивает свое внимание на источнике звука, на лице говорящего), развивается понимание речи, в процессе гуления, лепета идёт интенсивное развитие артикуляционного аппарата.

Следует отметить, что при развитии звукопроизношения происходят существенные анатомо-физиологические изменения дыхательного, голосового и артикуляторного отделов речевого аппарата. Интенсивное развитие функции слухового и речедвигательного анализаторов имеет особо важное значение для формирования речи. Общение между взрослым и ребенком строится в основном на эмоциональной основе. А с появлением первых осмысленных слов и с помощью речи. С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Краткая история художественной обработки древесины
Издавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки. Древнерусские плотники и столяры строили хоромы и терема, ставили ендовы и скобкари для кваса и медовых напитков, делали и красивую бытовую утварь, например плоские и широкие корыта для теста — дежи. Бочары из дубовых дощ ...

Пересказы текстов как важнейшее средство развития устной речи учащихся
Огромное место в становлении речи учащихся исходных классов занимают пересказы разных текстов. Отражение прочтенного является одной из главных форм работы учащихся над учебным материалом и одним из результативных приёмов становления мышления и речи. В связи с этим довольно значительным является воп ...

Расчет учебной успешности студентов КузГПА факультета иностранных языков по дисциплине «Английский язык»
Расчет учебной успешности студентов КузГПА факультета иностранных языков по дисциплине «Английский язык» на наш взгляд, должен вестись по рейтинговому модулю оценки учебной успешности учащихся, включающим в себя успеваемость по предмету. Успеваемость - качественная характеристика, отражающая степен ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru