Пути совершенствования курса информатики

Анализ опыта преподавания курса основ информатики и вычислительной техники, новое понимание целей обучения информатике в школе, связанное с углублением представлений об общеобразовательном, мировоззренческом потенциале этого учебного предмета показывают необходимость выделения нескольких этапов овладения основами информатики и формирования информационной культуры в процессе обучения в школе.

Первый этап (II — IV классы) — пропедевтический. На этом этапе происходит первоначальное знакомство школьников с компьютером, формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров и т. д.

На втором этапе (V — VI классы) происходит углубление первоначальных знаний, закрепление навыков использования компьютера в повседневной жизни.

Третий этап (VII— IX классы) — базовый курс, обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике. Он направлен на овладение учащимися методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности. Изучение базового курса формирует представления об общности процессов получения, преобразования, передачи и хранения информации в живой природе, обществе, технике.

Целесообразность переноса начала систематического изучения информатики в V — IX классы помимо необходимости в условиях информатизации школьного образования широкого использования знаний и умений по информатике в других учебных предметах на более ранней ступени обусловлена также двумя другими факторами: во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста как в нашей стране, так и за рубежом и, во-вторых, существенной ролью изучения информатики для развития мышления, формирования научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы. Представляется, что содержание базового курса может сочетать в себе все три существующие сегодня основные направления обучения информатике в школе, отражающие важнейшие аспекты общеобразовательной значимости информатики:

1) мировоззренческий аспект, связанный с формированием представлений о системно-информационном подходе к анализу окружающего мира, о роли информации в управлении, специфике самоуправляющихся систем, общих закономерностях информационных процессов в системах различной природы;

2) пользовательский аспект, связанный с формированием компьютерной грамотности, подготовкой школьников к практической деятельности в условиях широкого использования информационных технологий;

3) алгоритмический (программистский) аспект, связанный в настоящее время уже в большей мере с развитием мышления школьников.

Четвертый этап (Х — XI классы) — продолжение образования в области информатики как профильного обучения, дифференцированного по объему и содержанию в зависимости от интересов и направленности допрофессиональной подготовки, школьников.

Данная программа объединяет несколько программ обучения, а также дополняет их. В частности, программа третьего и четвертого этапов соответствует государственному стандарту и дополнена более глубоким изучением предлагаемых в стандарте программ и дополнительным изучением программного обеспечения (издательских систем, пакета программ Corel).

Программа первого (пропедевтического) этапа обучения основана на совмещении двух линий — алгоритмической и пользовательской. Урок в II — IV классах делится на две половины (по 20 — 25 мин). Первая половина урока отводится на изучение алгоритмической линии (безмашинный метод), вторая половина — пользовательской линии (с применением компьютера). Деление урока обусловлено тем, что детям 6 — 10 лет по медицинским показаниям не рекомендуется проводить за компьютером непрерывно более 20 — 25 мин.

Программа пользовательского аспекта для учащихся II — XI классов приведена ниже.

Представляет собой программы обучения по двум линиям обучения (алгоритмической и пользовательской) (II — IV классы) и по пользовательской линии (V — XI классы), соответствующей программе курса.

Полезная информация:

Разработка и апробация серии занятий по формированию исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира
В 3-ем классе проводился специальный цикл занятий, представленный в пункте 1.3., на которых учащиеся овладевали знаниями и представлениями по исследовательской деятельности, выполняли задания, направленные на формирование исследовательских умений (см. приложение 2). Проводя урок по окружающему миру ...

Рекомендации по развитию творческих способностей подростков в условиях внеклассной работы
По вопросу «Оценка эффективности развития творческих способностей в условиях внеклассной работы» мы провели исследование в МОУ Сергиевская СОШ Коломенского района Московской области. Опрос проводился в 2009 году, было опрошено 40 респондентов, учащихся 9 классов этой же школы. Опрошены были: 9 «А» ...

Методика формирования понятия «сила»
При формировании данного понятия неизбежно приходится считаться с тем, что оно находит самое широкое применение в повседневной жизни и в известной мере знакомо учащимся до изучения физики. На основе жизненного опыта учащиеся с данным понятием связывают, прежде всего, представление о мускульной силе ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru