Реализация курса информатики в средней школе

Страница 1

Исходя из опыта работы наиболее оптимальной структурой базового курса предмета “Основы информатики и вычислительной техники” представляется его построение из трех крупных равноправных тематических блоков: общетеоретического, блока системных и прикладных программ и блока основ программирования. Такое построение курса объективно оправдывается стоящей перед ним основной задачей, которая заключается в формировании у учащихся определенного фундамента знаний в сфере компьютерных информационных технологий и соответствующего культурного уровня. А это подразумевает в равной степени и знание принципов функционирования ЭВМ, и навыки работы с современными программными продуктами, и алгоритмический образ мышления со знанием базовых элементов программирования.

Изучение программирования, прежде всего, служит более глубокому пониманию процессов создания и функционирования компьютерных прикладных программ, выполняет развивающую функцию (что крайне важно при обучении школьников!). Как известно, часов под предмет отводится немного. Но, учитывая сегодняшнюю школьную действительность (перенасыщение общего учебного плана общеобразовательной школы, перегруженность учащихся), когда даже специализированные в области информатики учебные заведения не могут себе позволить существенное увеличение часов в учебном плане, учителям информатики приходится с этим мириться. В этой связи одним из важнейших факторов улучшения качества преподавания предмета становится наиболее оптимальное определение состава тем и совершенствование организационной формы их подачи.

Отмеченная выше специфика структуры предмета зачастую подталкивает учителя к выбору приоритетов в процессе обучения: отдать предпочтение “общетеоретической”, “программной” или “программистской” части. И порой осуществляется перекос в построении курса в ту или другую сторону.

Тем не менее, на мой взгляд, в данном случае вопрос о выборе приоритетов ставить нецелесообразно, хотя, безусловно, в рамках упомянутой структуры определенные акценты в учебной программе предмета должны быть расставлены посредством наиболее оптимального подбора тем. В целом же необходимо исходить из одинаковой важности “общетеоретической”, “программной” и “программистской” (развивающей у учащихся алгоритмический образ мышления и позволяющей им освоить принципы алгоритмизации и базовые элементы программирования) частей.

На мой взгляд, важнейшую роль играет, прежде всего, эффективная организация процесса обучения. Именно на организационном уровне возможно решение многих возникающих в учебном процессе проблем. Можно выделить следующие основные принципы организации обучения информатике:

1) Жесткое разделение теоретических и лабораторно-практических занятий. Причем теоретические занятия желательно проводить НЕ в компьютерном классе. Опыт работы свидетельствует о том, что наличие компьютеров (даже выключенных) на таких занятиях действует отвлекающее и мешает учебному процессу. Общеизвестно, что многие учителя вообще не осуществляют подобного разделения, а 90% учителей проводят теоретические занятия в компьютерном классе (правда, иногда и из-за отсутствия в школе дополнительных свободных помещений). Тем не менее именно такое жесткое деление дисциплинирует как учащихся, так и учителя; способствует систематизации изучаемого материала, лучшей концентрации внимания учащихся, улучшению восприятия и повышению качества применения изученного теоретического материала при выполнении практических заданий. Метод некоторых учителей “объяснил и сразу попробовали на компьютере”, как правило, не улучшает, а только ухудшает процесс усваивания материала. Использование подобных методов возможно лишь при изучении работы с некоторыми прикладными программами, когда неприемлемым становится объяснение “на пальцах”, и только при недостаточной технической оснащенности школы, поскольку в таких случаях наиболее оптимальным является объяснение с использованием демонстрационного экрана. На теоретических занятиях необходима строго систематизированная подача материала с выполнением учащимися соответствующих записей в тетрадях.

2) Параллельное преподавание “общетеоретического”, “программного” и “программистского” блоков курса - т. е. чередование соответствующих тем. Помимо постепенного изучения тем каждого из блоков курса, такой форме преподавания способствует также необходимость отработки на практических занятиях пройденного теоретического материала по программированию. При этом для обеспечения систематизированных записей учащимся необходимо иметь отдельные тетради для каждого из блоков курса.

3) Выполнение учащимися под руководством преподавателя, помимо практических заданий по программированию на компьютерах, тренировочных упражнений и заданий в устной и письменной форме БЕЗ компьютера. Такая форма занятий способствует развитию алгоритмического мышления, воспитанию алгоритмической культуры и внутреннему пониманию языка программирования.

4) Помимо контролирующих мероприятий на компьютерах, обязательное проведение письменных самостоятельных и контрольных работ с целью проверки уровня знаний.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Формирующий эксперимент. Модель учебного межпредметного проекта "Пасхальные сказки"
Данный проект является межпредметным, объединяет предметные области литературное чтение, рисование и трудовое обучение. При работе над данным проектом предполагается прохождение следующих этапов. І Подготовительный этап Занятие № 1. Цель: формирование эффективной группы, формирование у учащихся пон ...

Понимание различными психологическими школами понятия «адаптация»
Мир, в котором мы живем, постоянно меняется. Меняются социальные роли, которые человеку ради успеха и лучшего уровня жизни приходиться осваивать, меняется наше благосостояние, положение в обществе, отношение к личности и т. д. В связи с этим возникает вопрос о том, как приспосабливаться к постоянны ...

Развитие творческих способностей детей средствами музыкального искусства
На музыкальных занятиях в классах коррекционно-развивающего обучения используют различные виды деятельности: 1) пение; 2) игру на музыкальных инструментах; 3) психогимнастику, 4) музыкальный театр, 5) фольклор. Занятия по музыке значительно расширяют круг представлений таких детей и тем самым спосо ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru