История педагогической мысли и просвещения Казахстана

Образование и воспитание » История развития школы и педагогической мысли в Казахстане » История педагогической мысли и просвещения Казахстана

Страница 5

Валиханов призывал к возрождению "национального духа", считая; что последний присущ народу и зависит как от природной среды, так и от общественного устройства. Проявление особенностей народного характера ученый понимал в многоплановом аспекте. В ряде своих произведений он тщательно анализировал особенности быта, традиций, обычаев, культуры, религии, географической среды.

Кроме того, он осуждал бесправие женщин, неравные браки, стоял за равенство супругов в семье и т.д.

Педагог-просветитель Ибрай Алтынсарин (1841-1889) - первым среди казахов обратил внимание на методические и дидактические аспекты усвоения русского языка казахскими детьми. В вопросах обучения и воспитания юных казахов Алтынсарин использовал идеи прогрессивной русской педагогики 60-х гг., в особенности идеи К.Д. Ушинского.

В начале XX в., в период проникновения в степной край новой волны социально-демократических идей, педагогическая мысль региона начинает развиваться более интенсивно. На общественную арену выходит новое поколение просветителей, которое достойно развивает материалистические взгляды своих предшественников, внося новые идеи и воззрения в область обучения и воспитания. Так, казахский просветитель Султанмахмут Торайгыров " (1893-1920) в произведениях "Социализм", "Заблудившаяся жизнь", "Как обстоит дело с образованием и обучением казахов?" выступает с оригинальными идеями по вопросам дидактики, возрастной периодизации детей, говорит о роли родного языка как главного фактора и средства воспитания подрастающего поколения, о роли самообразования, о значении изучения русского языка для казахов и т.д. Критикуя методы обучения в старой конфессиональной школе, он высказывает ряд мыслей о светском образовании.

педагогическая мысль казахстан школа

По тем или иным вопросам казахской педагогики в тс годы выступают писатели и поэты С. Кубеев (1878-1956), С. Донеитаев (1894-1938), Б. Утетилеуов, М. Сералии, А. Диваев, М.Ж. Копеев, Ш. Кудайбердиев, учителя Г. Балгимбаев, М. Кашимов и другие.

К 1913 г. в Казахстане имелось всего 157 русско-казахских школ; в большинстве из них количество учащихся не превышало 50 человек. В эти школы попадали в основном дети состоятельных родителей. Положение значительно изменилось с приходом советской власти. Так, в тридцатые и сороковые годы в основном здесь была ликвидирована неграмотность, вместо дореволюционной старой аульной школы.

Учреждение республиканского института школ и научно-методического совета до некоторой степени способствовало оживлению педагогической науки в Казахстане. С середины 30-х гг. вокруг кафедры педагогики КазПИ им. Абая и НИИ школ Казнаркомпроса объединяются группы казахских и русских ученых. В 20-40-х гг. созданием оригинальных учебников для казахских школ занималась группа писателей и ученых-методистов. Переработка "Букваря" была поручена авторскому коллективу (М. Жумабаев, III. Альжанов, Г. Мусрепов, А. Ситдыков).

А.И. Воскресенский и другие работали над созданием методики преподавания казахского и русского языков для национальных школ. В послевоенные годы интенсивно развернулись научные исследования по раскрытию структуры учебно-воспитательного процесса казахских школ.

Оживлению педагогических исследований в республике способствовали мероприятия, проведенные в конце 40-х гг. Так, с 1948 г. Казахскому педагогическому институту им. Абая Высшей аттестационной комиссией при Министерстве высшего образования СССР было дано право принимать к защите диссертации по педагогическим наукам. Этот вуз республики длительное время являлся единственным научным центром, где формировались ученые силы республик Средней Азии и Казахстана в области педагогики и психологии. В 60-70-е гг. крупные историко-педагогические, дидактические, методические проблемы развития разрабатывались в исследованиях Т. Тажибаева (1962).Л. Сембаева (1963), С. Кирабаева (1964), А. Конратбаева (1964), К. Бсржанова (1965), Ш. Карибаева (1966), Т. Акчулакова (1967),.Г. Уманова (1970), А. Сейтешева (1974), А.К. Кунантаевой (1980), К.Б. Жарикбаева (1982) и других.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Определение символизации
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер. Это особенно важно для дошкольников, ведь мыслительные задачи у них решают ...

Единое пространство взаимодействия школы и семьи с использованием средств ИКТ как фактор воспитания организованности младших школьников
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. В.О.Ключевский, имея в виду семью и школу, заметил: "Оба этих учр ...

Психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста
Внеклассная работа выстраивается ступенчато в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Развитие личности ученика младшего школьного возраста предполагает максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в процессе обучения. В связи с поступлением в школу развитие ребен ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru