История педагогической мысли и просвещения Казахстана

Образование и воспитание » История развития школы и педагогической мысли в Казахстане » История педагогической мысли и просвещения Казахстана

Страница 3

Если в этико-педагогических воззрениях Юсуфа Баласагунского, бывшего под сильным влиянием религиозно-мистического учения суфизма, отразились интересы феодальной аристократии династии Караханидов, что нашло свое отражение в оправдании морально-этических норм представителей господствующих классов, то в произведении другого мыслителя, тоже выходца из казахской степи - Ахмеда Югнаки (XII в.)"Хибатал хакаик" ("Дары истины") подчеркивалось, что овладение знаниями имеет огромное значение прежде всего для нравственного усовершенствования людей от мала до велика. В поэме даются советы и правила, как надо беречь язык, говорится о щедрости и скупости, гордости и смирении, жадности и алчности, дается высокая оценка литературе и науке, в ней содержится очень много притч, пословиц и поговорок назидательно-дидактического характера.

В начале ХШ в. в Среднюю Азию и Казахстан вторглись войска Чингисхана. Вскоре эти территории были включены в состав огромной империи монголов, известной в русской летописи под названием Золотой Орды. Монгольское нашествие, по меньшей мере, на несколько столетий задержало экономическое и культурное развитие Казахстана, во многом затормозив образование его государственности. И после монгольского нашествия, вплоть до присоединения Казахстана к России (1731), степь была ареной ожесточенных военных столкновений. Чужеземные захватчики уничтожили десятки городов и поселений, подорвали экономическую основу культурной жизни народов региона. Родина Фа-раби - город Отрар, когда-то процветавший культурный центр средневекового Казахстана, со своей обсерваторией, библиотекой, медресе и караван-сараем, принимавшим богатых купцов из дальних стран, первым в степи оказал сопротивление и пал после шестимесячной героической борьбы. В Отраре сгорела самая значительная, после знаменитой Александрийской, библиотека.

Однако следует подчеркнуть, что и на этом этапе развития, в невероятно трудный критический период, казахский народ выдвинул из своей среды немало выдающихся акынов-жырау, поэтов, мыслителей, ученых, которые внесли весомый вклад в развитие его духовной культуры вообще, педагогической - в частности. Так, в период монгольского завоевания и распада Золотой Орды (XIII-XIV вв.) было создано значительное количество произведений на тюркско-кипчакском языке ("Тюркско-арабский словарь", "Кодекс куманикус", "Мухаббат-наме", "Гули-станби-т-турки" и др.), содержащих в себе немало полезных педагогических наставлений.

В трактате Р. Хорсзми "Мухаббат-каме" встречаются такие, например, афоризмы: "Нет ничего лучше терпения", "Верность в конце концов обнаружит себя", "Сердца людей тянутся к чистоте", "Не строй воздушные замки, это напрасно, глоток воды и кусок хлеба достаточны для тебя" и др. Сайф Сараи в "Гулистане" подчеркивает:

"Лучше, если человек оставит после себя доброе имя, чем оставит золота полный ларец", "Соперник и в таланте увидит порок", "Завистник испытывает огорчение, а щедрые люди постоянно проявляют великодушие".

XV-XVII века в истории казахского народа были периодом особым, весьма важным в этнополитическом и социальном отношении: в 1454 году в долине реки Чу (на территории нынешней Жамбылской области) образуется первое казахское ханство - государство раннефеодального типа. С этого периода постепенно стала складываться самобытная казахская культура в отличие от культур узбекской, киргизской, туркменской и других народов тюркского происхождения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Гигиеническая оценка кабинета иностранного языка
В классах и кабинетах школы проходит большая часть времени школьников, поэтому создание в них гигиенически полноценных условий является одним из факторов, влияющих на работоспособность и функциональное состояние детского и подросткового организма. Учитель должен знать гигиенические требования, пред ...

Педагогические мысли прошлого на развитие личности
Подлинное знание о законах становления личности дает нам ее исторический и структурный анализ: "Отдельного человека мы можем вполне понять, только узнав, как он стал самим собой. Это познание истории развития может идти лишь обратным путем: от приобретенной связи душевной жизни к условиям и фа ...

Непосредственная работа ВАШ СКГУ
Входе выполнения курсового проекта было проделан следующая работа; Мы отправляли материалы через электронную почту в школы нашего СКО. ДФШ сельские школы 311. Отправлено 152 школам, что состояло-49% ОФШ городские школы 35. Отправлены 35 школам, что состояло-100% Из 346 школ отправлено письмо только ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru