История педагогической мысли и просвещения Казахстана

Образование и воспитание » История развития школы и педагогической мысли в Казахстане » История педагогической мысли и просвещения Казахстана

Страница 2

В IX-X вв. с системой психолого-педагогических воззрений выступает великий ученый-энциклопедист, уроженец казахской степи Абу Наср аль-Фараби (870-950).

Педагогические взгляды Фараби, насыщенные гуманистическими идеями, многоаспектны, они разбросаны в многочисленных трактатах ("Афоризмы государственного деятеля", "Указание пути к счастью", "Гражданская политика", "Риторика", "Об искусстве поэзии", "Большая книга о музыке" и т.д.). Большое место в них отводилось дидактике и методике обучения, говорилось о доступности, прочности, системности, наглядности обучения, об активности и целеустремленности обучающегося. Анализировались некоторые педагогические понятия (навыки, привычки, способности, характер и др.), приемы и методы воспитания (убеждение, самовнушение, принуждение и др.). Особо подчеркивалось, что система политических и гражданских наук, этика и педагогика выступают ведущими отраслями знания, полезными всем без исключения. "Обучение - это наделение теоретическими добродетелями народов, - писал аль-Фараби. Воспитание - это способ наделения городов эстетическими добродетелями и искусствами, основанными на знаниях. Обучение осуществляется путем устной речи, передачей знаний, научением, а воспитание - путем практической работы и опытом".

Аль-Фараби не только творчески развивал учение Аристотеля о душе, но впервые в арабоязычном мире изложил стройную систему учения о душе и разработал оригинальную терминологию по психологии. До сих пор для современной науки представляют большой интерес его мысли, высказанные по различным аспектам возрастной, педагогической, социальной, медицинской, музыкальной психологии.

Учение Фараби повлияло на последующее развитие философской и психолого-педагогической мысли народов Средней Азии и Казахстана. Его влияние было многосторонним и длительным: в период X-XV вв. в Средней Азии и Казахстане появилось немало ценных учебных пособий по математике, логике, этике для учащихся мектебов и медресе. Например, книга Тафтазани "Мантык" ("Логика") долгое время была основным учебным пособием по логике для учащихся медресе.

Комментаторами и продолжателями Тафтазани были видные мыслители Средней Азии - Давани (XV в.) и Юсуф Карабаги (XV-в.). Их книги хорошо знал и высоко ценил казахский поэт-мыслитель Абай Куйганбаев.

В XI-XII вв. широкое распространение получают этико-педагогические трактаты, написанные местными авторами (Ю. Баласагунский, М. Кашгарский, А. Югнаки, А. Ясави и др.). Так, книга Юсуфа Баласагунского "Кудатгу билиг" ("Благодатное знание") - первый дошедший до нас памятник светской литературы тюркоязычных народов Средней Азии и Казахстана. Многие страницы этого трактата посвящены роли знаний в жизни человека, размышлениям о счастье, о хороших и дурных поступках, о пользе и вреде слова, о качествах, необходимых правителям и разного рода начальникам, об искусстве общения с представителями различных слоев общества и т.д. Большое место отводит автор поэмы вопросам семьи и брака; воспитанию подрастающего поколения, взаимоотношениям родителей и детей. </h4>

В другом памятнике древиетюркской письменности - "Диван лугат ат-тюрк" Словарь языка тюрков" или "Собрание турецких наречий", созданном выдающимся ученым казахской степи Махмудом Ибн Хусейном Кашгарским (XI в.), мы находим интересные идеи, насыщенные этнопедагогическим и морально-психологическим содержанием.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Теоретические исследования по проблематике профильного обучения
Проблемы профильного обучения традиционно разрабатывались в советской педагогической науке в контексте проблемы дифференциации обучения и воспитания. На первом этапе, в 1920-е гг., разрабатывались аспекты не столько профильной, сколько уровневой дифференциации обучения, предполагающей определение & ...

Консолидированное мнение о проекте закона «Об образовании», опубликованном 01.12.2010 г
1. Крупнейший недостаток проекта закона «Об образовании» - отсутствие в нем уровня «начальное профессиональное образование» (НПО). Такое явление крайне опасно как в социальном, так и в экономическом плане. Исчезновение такого важнейшего звена как НПО, имеющего стратегическое, политическое, экономич ...

О необходимых условиях введения безотметочной системы обучения в начальной школе
Работа в режиме безотметочного обучения требует наличия определенных условий, важнейшее из которых - добровольное принятие единой "оценочной политики" всеми членами педагогического коллектива. Важно, чтобы эта "оценочная политика" была не просто принята на уровне школы, но и тща ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru