Применение гимнастики для детей с ДЦП

Страница 4

Активные движения ‑ это движения, произвольно совершаемые самим больным, без помощи извне, но под контролем. Больной выполняет упражнения по показу и разъяснению обучающего. При выполнении движений важно, чтобы больной понял, как нужно выполнять данное движение, какие ошибки он допускает и как их можно исправить. Поэтому обучение больных правильным движениям должно быть тесно связано с нортализацией чувствительных компонентов мышечного чувства, тактильной чувствительности, вестибуломозжечковых реакций и зрительной ориентации, что особенно важно при формировании новых двигательных навыков.

Принятая в лечебной гимнастике классификация активных физических упражнений включает несколько их разновидностей.

Упражнения на расслабление мышц способствуют восстановлению нарушений координации движений и нормализации деятельности внутренних органов. При детском церебральном параличе они имеют главенствующее значение, как для восстановления реципрокных взаимоотношений мышц-антагонистов, так и для торможения непроизвольных движений. Чаще всего их используют в сочетании с различными видами рефлексотерапии, включая разновидности массажа.

Упражнения на растягивание способствуют улучшению эластичности тканей, тем самым облегчая восстановление подвижности в суставах. При ДЦП эти упражнения применяются осторожно, особенно при контрактурах, а также при наличии грубых послеоперационных швов в сочетании с тепловыми процедурами и упражнениями на расслабление.

Дыхательные упражнения направлены на восстановление нормального акта дыхания в покое, а также при совмещении с различными движениями и действиями. При ДЦП эти упражнения играют важную роль в восстановительном лечении всех форм заболевания с разной степенью поражения. Большое внимание уделяется овладению типами дыхания с выполнением длительного выдоха, так как дыхание у больных в основном поверхностное, не координированное с движениями.

Силовые и скоростно-силовые упражнения в статическом напряжении направлены на регуляцию мышечных сокращений, на содействие восстановлению подвижности в суставах и опороспособности, улучшение обменных процессов в мышцах, нарастание мышечной массы. При ДЦП эта группа упражнений в основном направлена на нормализацию опороспособности и силовой выносливости антигравитационных мышц, преодолевающих действие силы тяжести и удерживающих тело в вертикальном положении. Это в первую очередь вся система разгибательной мускулатуры на туловище и нижних конечностях. Применяются упражнения с сопротивлением и различные отягощения. Эти упражнения используются для улучшения работоспособности и правильной осанки.

Корригирующие гимнастические упражнения способствуют исправлению порочных поз и деформаций. При ДЦП эти упражнения в первую очередь направлены на борьбу с последствиями задержавшегося влияния ранних тонических рефлексов, патологических синергий, синклезий и замещений, а также на нормализацию деятельности афферентных систем (вестибуломозжечковых реакций, зрительного анализатора, проприоцептии, тактильной чувствительности и пр.).

Применение этих упражнений должно быть индивидуальным, но они могут частично использоваться и в групповых занятиях.

Упражнения на координацию движений применяются при ДЦП для восстановления основ управления движениями. Эти упражнения способствуют свободному переключению состояния мышцы (покой, напряжение, расслабление, сокращение), восстановлению реципрокных взаимоотношений мышц-антагонистов и их совместной статической работы для фиксации суставов; нормализации «схемы тело и движений»; овладению сложными сочетаниями работы мышц различных частей тела при формировании двигательных стереотипов.

Упражнения в равновесии способствуют улучшению координированных движений, воспитанию правильной осанки, выработке многих двигательных навыков, тренировке и нормализации функций вестибулярного анализатора. Упражнения в равновесии играют большую роль в восстановительном лечении. Они способствуют нормализации опороспособности, развитию реакций равновесия в разных условиях – при передвижении по разной почве, на различной по высоте и по форме поверхности опоры, с разной ее устойчивостью, с использованием статических поз и передвижений, в сочетании со специальной тренировкой вестибулярного анализатора.

Прикладные упражнения включают различные способы передвижения – ползание, ходьбу, бег, а также прыжки, лазание метание, т.е. те естественные движения, которые здоровый ребенок применяет в повседневной жизни.

В тяжелых случаях ДЦП ходьба является жизненно необходимым навыком, так как владение или невладение им в решающей мере определяет степень инвалидности больного, также как и тяжелые поражения рук, сжимающие его возможности самообслуживания.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Сочинение как высшая форма проявления творческого воображения у младших школьников
Особое место в системе развития творческого воображения школьника занимает сочинение. Именно сочинение - высшая форма проявления творческого воображения ребенка. Сочинения в школе занимают особое место: им в известной системе подчинены другие речевые упражнения. Сочинение придает смысл всем урокам ...

Содержание деятельности социального педагога по организации профессионального самоопределения старших школьников
В целях правильного выбора профессии необходимо управление данным процессом, которое осуществляется социальным педагогом. Управление выбором профессии – одна из составных частей проблемы научного управления обществом. В более узком плане применительно к проблеме выбора профессии учащимися социально ...

Гигиенические требования к структуре, содержанию, объему и интенсивности физических нагрузок в процессе физического воспитания
Для детей и подростков физические упражнения служат важным элементом воспитания и подготовки к будущей самостоятельной деятельности. Физическое воспитание представляет собой сложный процесс, основанный главным образом на деятельности с большим калорическим и механическим эффектом. Оно состоит из мн ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru