Функции классных руководителей

Для проведения внеклассной воспитательной работы с учащимися средних и старших классов из числа наиболее опытных учителей назначаются классные руководители. В последнее время, однако, в печати иногда высказывается мнение, что институт классных руководителей в школе уже устарел и не нужен, поскольку все вопросы воспитания якобы решаются в процессе обучения. Вряд ли это мнение заслуживает внимания. Наоборот, многие педагогические аргументы говорят в пользу существования классных руководителей. Укажем на три из них.

Первый. Проведение многих видов внеклассной воспитательной работы (формирование ученического коллектива в классе, организация свободного времени учащихся, координация деятельности учителей и родителей и т.д.) не входит в непосредственные обязанности учителей-предметников и их исполнение возлагается на классных руководителей.

Второй. Педагогическая целесообразность введения в школах классных руководителей осознавалась исторически. В российских гимназиях и других средних учебных заведениях с 60-х гг. XIX в. и вплоть до 1917 г. были классные наставники, которые имели специальных помощников, или надзирателей, следивших за поведением гимназистов в классе и вне учебного заведения. Попытки отменить классных наставников в советской школе в 20-е гг. себя не оправдали, и в середине 30-х гг. они были восстановлены сначала под названием групповодов, а затем, когда группы были переименованы в классы, стали называться классными руководителями.

Третий. Своеобразный институт классных руководителей, называемых воспитателями (в Бельгии, например) или тьюторами (в Англии), существует в большинстве стран мира и признается абсолютно необходимым.

Деятельность классных руководителей в школе регламентируется специальным положением. В этом положении определяются их воспитательные функции, основные направления работы и обязанности.

В качестве важнейших функций (направлений) воспитательной работы классных руководителей выступают:

— когнитивно-диагностическая;

— организаторско-стимулирующая;

— объединительно-сплачивающая;

— координирующая;

— личностно-развивающая.

Когнитивно-диагностическая функция (от лаг. cognitio - знание, познание; от греч. diagnоsis - определение) связана с необходимостью изучения особенностей развития и поведения учащихся, определения уровня их воспитанности с тем, чтобы на этой основе более успешно осуществлять воспитательную работу.

Организаторско-стимулирующая функция состоит в вовлечении учащихся в разнообразные виды и формы внеклассной работы и в возбуждении их активности в этой работе. В какую бы деятельность ни включал своих учеников классный руководитель, он должен действовать не понуждением, а стремиться вызывать у них понимание важности предстоящей работы и придавать ей красочный, увлекательный характер и определенную новизну. Даже такие традиционные виды внеклассной работы, как встреча Нового года, Дни рождения и т.д., будут интересными, если придать им яркие формы, внести элементы романтики.

Объединительно-сплачивающая функция вытекает из того, что действенным фактором воспитания является сплочение учащихся, здоровый психологический и нравственный микроклимат в классе, товарищеское общение, активная совместная деятельность. В то же время необходимо предотвращать появление в классе группировок с негативной направленностью, а также изоляцию отдельных учащихся.

Координирующая функция обусловлена педагогической необходимостью согласования воспитательной работы учителей-предметников и родителей, регулирования их деятельности и подходов к учащимся в зависимости от особенностей и уровня воспитанности последних. Классному руководителю следует поддерживать постоянные контакты с родителями учащихся, привлекать их к совместной со школой воспитательной деятельности.

Личностно-развивающая функция связана с вовлечением учащихся в разнообразные виды деятельности, с формированием у них потребностно-мотивационной сферы, с проявлением заботы об их обучении, с поддержанием здоровых контактов со сверстниками, с вовлечением в кружковую работу, а также с развитием их способностей и творческих задатков.

Полезная информация:

Третий закон Ньютона
Изучение третьего закона Ньютона начинают с повторения опытов по взаимодействию тел (см. рис. 5), обращая внимание при этом на то, что каждое из тел действует на другое с некоторой силой. После этого следует еще раз рассмотреть взаимодействие двух тел при их вращательном движении (см, рис. 9) и зап ...

Методика подготовки к территориальному чемпионату России
Общеизвестно, что современные достижения невозможны без применения больших нагрузок. Но они дают эффект только в том случае, если чередуются с малыми и средними, создавая тем самым условия для сверх восстановления организма после больших нагрузок. Спортсменам высших спортивных разрядов рекомендуетс ...

Особенности распознавания семантически далеких значений
Следующая группа заданий была направлена на исследование распознавания семантически далеких значений. С заданиями данной группы большинство детей как экспериментальной, так и контрольной группы справились хорошо за исключением группы слов "трамвай, метро, дворник". Затруднения вызывало то ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru