Проектирование системы дидактических игр, направленных на развитие активного и пассивного словаря детей 2-го года жизни

Образование и воспитание » Дидактические игры в развитии речи детей-сирот 2 года жизни » Проектирование системы дидактических игр, направленных на развитие активного и пассивного словаря детей 2-го года жизни

Страница 3

Второй год жизни — это сензитивный период в развитии речи, когда наблюдается особая чувствительность к речевому обуче­нию, когда речевое развитие протекает очень интенсивно. На 2-м году ребенок начинает подражать словам и фразам взрослого, понимать его речь. Растет его активный словарь, ребенок овладевает граммати­ческим строем языка, начинает пользоваться речью.

Работа по развитию речи на втором году жизни должна проходить по нескольким направлениям: развитие звуковосприятия и слуховой дифференциации, стимулирование речевых реакций, развитие артикуляционного аппарата, расширение пассивного словаря и понимание речи взрослого, формирование активного словаря, работа над звукопроизношением.

Большой потенциал в развитии речи у детей второго года жизни имеет дидактическая игра. Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей. Истоки её в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с движениями. В потешках, игровых песенках, в играх "Ладушки", "Сорока-белобока", в играх с пальчиками воспитатель привлекает внимание ребёнка к окружающим предметам, называет их.

В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей раннего возраста.

Дидактическая игра, кажущаяся взрослым лишенным какого-либо смысла, для ребенка раннего возраста – настоящая работа. Во время этих игр у ребенка вырабатываются важные качества, необ­ходимые для успешного умственного развития. У детей исподволь воспитывается способность сосредоточиться на том, что им показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подра­жанию, воспитатель побуждает их воспроизводить по­казанные действия, сказанные слова.

Очень важно помнить, что игры должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для даль­нейшего воспитания.

Таким образом, к организации дидактической игры детей второго года жизни, особенно в первом полугодии, со стороны воспитателя требуется большое внимание. В связи с этим в практической части данного педагогического проекта нами было проведено исследование. Цель исследовательской деятельности состояла в том, чтобы проверить достоверность выдвинутых нами теоретических положений, а именно, что возможно систематизация теоретического материала и эмперического исследования позволит разработать и поэтапно реализовывать систему дидактических игр, направленных на развитие речи детей второго года жизни.

Обследование уровня речи детей исследуемой группы проходило по методике М.Аксариной, Н.М.Щелованова. Обследование включало в себя несколько диагностических процедур: изучение понимания речи и пассивного словаря; изучение активного словаря.

В процессе исследования стало известно, что из 100% детей исследуемой группы: 41,7% детей имеют низкий уровень развития речи; 41,7% детей, имеют средний уровень развития речи; 16,6% детей – имеют высокий уровень развития речи.

Все вышеизложенное определяет необходимость разработки и реализации системы дидактических игр, направленных на развитие активного и пассивного словаря детей исследуемой группы.

Предлагаемая система дидактических игр разработана по методике доктора психологических наук Е.А.Бондаренко. Данная система хороша тем, что достаточно подробно разработана, представлены методические рекомендации к проведению игр и упражнений.

Таким образом, цель данного педагогического проекта – выполнена, а гипотеза исследования – подтверждена, действительно, систематизация теоретического материала и эмперического исследования позволила разработать и поэтапно реализовывать систему дидактических игр, направленных на развитие речи детей второго года жизни.

Страницы: 1 2 3 

Полезная информация:

Общение как средство обучения в процессе преподавания психологии
В условиях современного общества в процессе обучения активно применяются нетрадиционные методы обучения, которые необходимо осмыслить как инновационную педагогику. Изучение литературы показало, что проблема нетрадиционного обучения невербальными средствами является предметом исследования не только ...

Развитие лексико-грамматического строя речи
Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов. Остановимся кратко на хар ...

Значение лексики в курсе русского языка начальной школы
Лексика—это совокупность слов, словарный состав того или иного языка. Раздел науки о языке, кото­рый изучает словарный состав, называется лексикологи­ей. Лексикология имеет свой объект изучения — слово, которое рассматривается с разных сторон, и свою систе­му понятий. В лексикологии слова изучаются ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru