Педагогическая технология развития критического мышления через чтение и письмо

Страница 3

Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и т. д.). Но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения, могут быть разрешены. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию. Некоторые из суждений других учеников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия в качестве своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. Этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

В процессе реализации фазы рефлексии ставятся следующие дидактические и учебные задачи:

Таблица №4

Дидактические задачи

Учебные задачи

Сформировать целостное представление о предмете изучения;

Присвоить новое знание;

Расширить цели учебной деятельности, за счет расширения учебного поля;

Оценить результаты учебного процесса.

Определить, что вы узнали нового на этом уроке (можно через обсуждение);

Принять суждения (высказывания) ваших товарищей в качестве собственных, если считаете их вполне приемлемыми;

Выявить новые вопросы, ответы на которые вы бы хотели услышать;

Оценить, в полной ли мере вы узнали о том, о чем хотели узнать в начале урока.

Таким образом, на стадии рефлексии учащиеся систематизируют новую информацию на основании ужё имеющихся у них представлений, а также в соответствии с категориями знания.

После раскрытия все трех фаз технологии развития критического мышления, можно сделать вывод, что все этапы данной технологии являются взаимозависимыми – один без другого существовать не может. Также можно проследить, что базовая модель не случайно имеет такую структуру – состоит из трех стадий. Это связано с адаптации ее к традиционной модели: в традиционной модели обучения тоже прослеживаются этапы урока (сами стадии), на каждом этапе ставятся цели и задачи и идет подведение итогов урока. Но эта технология более эффективна, так как при этой технологии учащийся осознает себя в большой степени как свободно мыслящая личность, а не как ученик, за которым постоянно ведутся наблюдения. Здесь акцентируется внимание не только на познавательной сфере, но и на мотивационной сфера, а главное на самосознании учащихся.

В заключение параграфа выделим функции трех стадий, каждая из которых находит немаловажное применение не только на уроках математики, но и при обучении математике в целом.

Таблица №5

Функции трех стадий технологии развитие критического мышления

Стадия

Функции

Вызов

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).

Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.

Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Осмысление

содержания

Информационная (получение новой информации по теме).

Систематизационная (классификация полученной информации).

Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).

Рефлексия

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).

Информационная (приобретение нового знания).

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Страницы: 1 2 3 

Полезная информация:

Средства и методы адаптивного физического воспитания детей с ДЦП в дошкольном возрасте
Физическое воспитание является важной частью общей системы обучения, воспитания и лечения детей с церебральным параличом. Вопросы физического воспитания этих детей рассмотрены в работах М.В.Ипполитовой, Р.Д.Бабенковой, В.А. Бубновой. Основной целью физического воспитания является развитие двигатель ...

Примеры формирования компетенций учеников на разных этапах урока при решении арифметических задач разного вида
Очевидно, что формировать компетенции можно не только с помощью задач, поэтому, взяв за основу выделенные приемы реализации ключевых компетенций на уроках математики, мы разработали таблицу (табл. 1), содержащую примеры формирования компетенций на разных этапах урока. Таблица 1 Примеры формирования ...

Социальное воспитание в истории общества и государства
В каждом обществе в ходе исторического развития воспитание проходило определенный путь становления. На ранней стадии развития человечества не существовало специального периода в жизненном цикле человека, посвященного его подготовке к жизни. Воспитание было слито со стихийной социализацией, осуществ ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru