Педагогическая технология развития критического мышления через чтение и письмо

Страница 3

Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и т. д.). Но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения, могут быть разрешены. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию. Некоторые из суждений других учеников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия в качестве своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. Этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

В процессе реализации фазы рефлексии ставятся следующие дидактические и учебные задачи:

Таблица №4

Дидактические задачи

Учебные задачи

Сформировать целостное представление о предмете изучения;

Присвоить новое знание;

Расширить цели учебной деятельности, за счет расширения учебного поля;

Оценить результаты учебного процесса.

Определить, что вы узнали нового на этом уроке (можно через обсуждение);

Принять суждения (высказывания) ваших товарищей в качестве собственных, если считаете их вполне приемлемыми;

Выявить новые вопросы, ответы на которые вы бы хотели услышать;

Оценить, в полной ли мере вы узнали о том, о чем хотели узнать в начале урока.

Таким образом, на стадии рефлексии учащиеся систематизируют новую информацию на основании ужё имеющихся у них представлений, а также в соответствии с категориями знания.

После раскрытия все трех фаз технологии развития критического мышления, можно сделать вывод, что все этапы данной технологии являются взаимозависимыми – один без другого существовать не может. Также можно проследить, что базовая модель не случайно имеет такую структуру – состоит из трех стадий. Это связано с адаптации ее к традиционной модели: в традиционной модели обучения тоже прослеживаются этапы урока (сами стадии), на каждом этапе ставятся цели и задачи и идет подведение итогов урока. Но эта технология более эффективна, так как при этой технологии учащийся осознает себя в большой степени как свободно мыслящая личность, а не как ученик, за которым постоянно ведутся наблюдения. Здесь акцентируется внимание не только на познавательной сфере, но и на мотивационной сфера, а главное на самосознании учащихся.

В заключение параграфа выделим функции трех стадий, каждая из которых находит немаловажное применение не только на уроках математики, но и при обучении математике в целом.

Таблица №5

Функции трех стадий технологии развитие критического мышления

Стадия

Функции

Вызов

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).

Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.

Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Осмысление

содержания

Информационная (получение новой информации по теме).

Систематизационная (классификация полученной информации).

Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).

Рефлексия

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).

Информационная (приобретение нового знания).

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Формирование словоизменения у детей с ОНР
На начальном этапе работы проводится формирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения), в дальнейшем – закрепление словоизменения в связной речи. Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у детей с ОНР. Первый этап – формиро ...

Основные этапы дифференциации и интеграции туристско экологического образования в СОШ им. С. Жаксыгулова Таскалинского района
«Правильно поставленная работа позволяет обеспечить связь между предметами, дать возможность учащимся применить свои знания на практике, воспитывать положительные и устранять отрицательные черты характера, дать азы экологической грамотности. Кроме того, как все формы работы с молодежью, экспедицион ...

Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Мы умеем сравнивать, складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями. Чтобы сравнить (сложить или вычесть) дроби с разными знаменателями, надо: 1) привести данные дроби к наименьшему общему знаменателю; 2) сравнить (сложить или вычесть) полученные дроби. Пример 1. Сравним дроби и . Решение. ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru