Педагогическая технология развития критического мышления через чтение и письмо

Страница 2

Итак, в случае успешной реализации фазы вызова у учащихся возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.

Фаза осмысления содержания/реализации смысла (realization of meaning).

Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией. Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе ее изложения преподавателем, гораздо реже - в процессе чтения или просмотра материалов на видео или на экране компьютера. В процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией.

Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Именно данная задача является основной в процессе обучения на стадии реализации. Важным моментом является получение новой информации по теме. Если на стадии вызова учащиеся определили направления своего познания, то преподаватель в процессе объяснения имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что в процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. В этом смысле, большое значение состоит в качестве отобранного материала.

Так же как и на первой стадии работы в режиме технологии развития критического мышления, на смысловой стадии учащиеся самостоятельно продолжают активно конструировать цели своего учения. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при ее наложении на уже имеющиеся знания. Школьники могут найти ответы на ранее заданные вопросы, решить возникшие на начальном этапе работы затруднения. Вместе с тем далеко не все вопросы и затруднения могут быть разрешены. В этом случае важно, чтобы преподаватель стимулировал учащихся к постановке новых вопросов, инициировал поиск ответов через контекст, той информации, с которой учащиеся работают.

В процессе реализации фазы осмысления ставятся следующие дидактические и учебные задачи:

Таблица №3

Дидактические задачи

Учебные задачи

Сформировать у учащихся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса;

Систематизировать и классифицировать полученную информацию;

Сохранить интерес к изучаемой теме.

Воспринимать новую информацию, опираясь на то, что уже знаете и умеете;

Ориентироваться на то, что именно привлекает внимание; указать, какие аспекты менее интересны и почему;

Обратить внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы. Осуществить поиск ответов на эти вопросы.

Необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии. Если учащиеся работают с текстом, было бы целесообразно выделить время для второго прочтений. Это достаточно важно, так как для того чтобы прояснить некоторые вопросы, необходимо рассмотреть текст с различных сторон.

Фаза рефлексии (reflection).

Роберт Бустром в книге «Развитие творческого и критического мышления» отмечает: «Рефлексия — особый вид мышления . Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор». В процессё рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста
Внеклассная работа выстраивается ступенчато в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Развитие личности ученика младшего школьного возраста предполагает максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в процессе обучения. В связи с поступлением в школу развитие ребен ...

Формы развития творческого потенциала личности во внеурочной деятельности по предмету «Технология»
Внеклассная работа является продолжением и дальнейшим развитием той учебной и воспитательной работы, которая проводится с учащимися на уроке в соответствии с обязательными для всех учебными программами. Под влиянием успехов в развитии производства, науки и техники у учащихся возникают различные инт ...

Виды, функции тестов и требования к ним при обучении математике
Тесты бывают разных видов: Тесты с однозначным выбором ответа. На каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный. В математике это обычно числовые ответы или ответы в координатной записи. 2. Тест с многозначным ответом. В варианты ответа может быть внесено бол ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru