Психофизическое состояние определяет уровень здоровья, улучшаясь пропорционально развитию таких физических качеств как сила, скорость, выносливость, ловкость, ритмичность, гибкость, равновесие, исправление нарушений моторики и расширение двигательных возможностей умственно отсталого ребенка являются главными условиями подготовки его к жизни и, в последующем, к физическому труду.
Адаптивная физическая культура, включающая в себя психофизическую тренировку для детей с умственной отсталостью, является одним из средств устранения недостатков в двигательной сфере, а также полноценного психофизического развития, восстановления сниженных функций организма, укрепления и профилактики нарушений здоровья, адаптации в социуме.
Адаптированный нами комплекс психофизической тренировки для детей с лёгкой умственной отсталостью, применённый нами в школе №37, сразу же при первом проведении комплекса заинтересовал своей красочностью и насыщенностью упражнений. Все без исключения проведённые физические упражнения оказали благоприятное и положительное воздействие на умственно отсталых школьников, что и предопределило цель нашего исследования.
Целью нашего экспериментально-практического исследования явилось изучение влияния физических упражнений как основного средства физического воспитания умственно отсталых школьников.
Для достижения поставленной цели, мы сформулировали следующие задачи:
На основе анализа доступной литературы выявить специфические особенности физического воспитания в школе VIII вида.
Определить влияние психофизической тренировки на некоторые показатели психического состояния умственно отсталых школьников.
Определить влияние физических упражнений в структуре занятий психофизической тренировкой.
Расширить комплекс упражнений психофизической направленности для коррекции нарушений у детей в школе VIII вида.
Для решения данных задач использовались следующие методы:
Теоретический анализ научно-методической литературы.
Оценка физической подготовленности умственно отсталых школьников.
Адаптированные теппинг-тест (для оценки силы нервной системы) и корректурная проба (для оценки внимания) у детей с лёгкой умственной отсталостью.
Метод математической обработки полученных результатов.
Теоретический анализ научно-методической литературы
Анализ теоретических источников по изучаемой нами проблеме навел нас на мысль о том, что процесс физической подготовки умственно отсталых детей следует начинать с обследования здоровья, физического развития и двигательной сферы. Учащиеся школы VIII вида, как правило, отстают от нормальных школьников по уровню физического развития и двигательной подготовленности. Важнейшим условием коррекции двигательных нарушений должен стать соответствующий контроль.
Методика обследования
Параметр 1. Пульс (1 мин.) до и после урока.
Параметр 2. Сила кисти (кг). Измеряется динамометром.
Параметр 3. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см).
Параметр 4. Гибкость. Измеряется по наклону туловища вперед. Ученик, стоя на скамейке так, чтобы носки и пятки были вместе, наклоняется вперед, не сгибая колен (см +, - ).
Параметр 5. Равновесие. Ученик, стоя на одной ноге, держа руки в стороны с открытыми глазами, другую ногу отводит назад. Учитывается время удержания этой позы (с).
Параметр 6. Приседания (количество приседаний, выполненных в течение 30 секунд).
Адаптированные теппинг-тест и корректурная проба для детей с лёгкой умственной отсталостью
Теппинг-тест. Стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги А4, разделённые на 4 расположенных по два в ряд равных квадрата. По сигналу ученики должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. Для максимального проставления точек, для каждого квадрата отведено время 10 с. и 10 с. для перехода в следующий квадрат (с одновременным отдыхом руки).
Корректурная проба. На бланке напечатаны буквы русского алфавита, среди которых нужно за отведённое время (1 мин.) просматривая строка за строкой зачеркнуть букву "В".
Полезная информация:
Методика проведения дыхательной гимнастики по Стрельниковой А.Н. с детьми дошкольного
возраста
Дыхательной гимнастикой по Стрельниковой А.Н. можно заниматься как индивидуально, так и с группой детей, причем в разное время дня и в любом месте. В детском саду можно использовать время разных режимных моментов исключая 20 минут до еды и 1 час после еды[30]. На прогулке дыхательная гимнастика про ...
Понятия «творчество» и «художественно-творческие способности» в науке
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рис ...
Психологические
теории как основа некоторых педагогических технологий
Основы этой теории, имеющей свое начало еще в трудах А. Дистервега, в XX веке были разработаны отечественными учеными Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и др. Деятельностная теория (подход) опирается на представление о структуре цел ...