Лабораторные работы, их роль в учебном процессе

Страница 4

Экспериментальные работы второго вида требуют разработки плана проведения эксперимента и выбора типа алгоритма его выполнения. При этом в зависимости от характера дидактической задачи, могут использоваться разные типы алгоритмов:

- алгоритм воспроизведения. Практическая лабораторная задача решается в строгом соответствии с системой правил, следуя которым студенты в определенном порядке воспроизводят те или иные операции (регламентированная последовательность действий);

- алгоритм распознавания. Словесное описание последовательности действий заменяют чертежом, фотографией, в соответствии с которыми требуется собрать схему, механизм. При этом студенты из несистематизированного набора деталей, узлов должны распознать те, которые подходят для данной конструкции, увидеть за условными обозначениями чертежа различные детали, элементы схем, отобразить их и сконструировать механизм, схему;

- проблемный алгоритм. Это система общепринятых правил и операций, выполняя которые в определенной последовательности студенты выполняют поисковую и исследовательскую деятельность, направленную на разрешение проблемной ситуации.

В зависимости от типа предложенного студентам алгоритма их исполнительные действия существенно отличаются. Если в лабораторных работах ознакомительного характера чаще всего используют алгоритмы распознавания, то в экспериментальных работах по изучению методики, приемов выполнения действий – алгоритмы воспроизведения. В исследовательских лабораторных работах наряду с алгоритмами воспроизведения используют проблемные алгоритмы.

Организация выполнения лабораторных работ может отличаться в зависимости от формы их проведения: фронтальной, цикловой, индивидуальной. Различия в форме организации лабораторных работ определяют особенности их подготовки и методики проведения: с организацией индивидуальной или групповой деятельности студентов. В последнем случае необходимо продумать целесообразность принципов организации группы (цепочка, сеть, звезда и методику распределения ролей в группе, в том числе – выделение лидера).

Организация лабораторной работы включает также подготовку материальной базы: предметов и средств учебной деятельности. К ним относятся материалы, заготовки, детали, инструменты, приспособления, измерительные средства, испытательные установки, оборудование и т.д. Этот перечень с указанием характеристик и необходимого количества предметов обязательно приводится в методических указаниях в разделе «Организация лабораторной работы».

Контрольно-оценочный этап лабораторных работ

Целью этого этапа лабораторных работ является обработка, анализ и оценка результатов выполнения заданий и формулирование выводов. В методических указаниях по этому разделу следует указать требуемую форму представления результатов (описание, таблицы, графики, зависимости), а также, при необходимости, конкретизировать эти требования в той или иной степени: представить заголовки таблиц, графиков, формулировки выводов с пропуском ключевых слов и т.д. очень важно обратить внимание студентов на необходимость сопоставления выводов с поставленными целями и задачами лабораторной работы для оценки достигнутого результата.

В заключительной части методических указаний к лабораторной работе формулируются требования к содержанию и оформлению отчета и критерии оценки результатов выполнения работы студентами. Как правило в отчете требуется привести:

- точное название темы лабораторной работы;

- формулировку целей и задач;

- протокол испытаний (если они предусмотрены) или протокол хода выполнения заданий;

- таблицы и графики, полученные зависимости;

- формулировку выводов;

- оценку результатов (степени соответствия результата цели).

Описанная методика проектирования и подготовки лабораторных работ позволит обратить внимание преподавателей на особенности этой формы учебных занятий, конкретизировать требования, предъявляемые к структуре и содержанию методических указаний по их выполнению и облегчить выполнение лабораторных работ студентам за счет унификации их структуры и требований в разных учебных заведениях, на разных кафедрах и по разным учебным дисциплинам.

Страницы: 1 2 3 4 

Полезная информация:

Традиционное исполнение холодного батика
Техника холодного батика отличается от горячего не только температурой резерва. Изменились и сам состав, и инструменты для его нанесения, и стиль росписи. Этот способ несколько ограничивает свободу художника. Так как все детали рисунка имеют контурную обводку холодным резервом и расписываются краск ...

Периодизация детства и особенности развития детей
К. Д. Ушинский подчеркнул, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна и знать его также во всех отношениях. При выявлении возрастных особенностей детей и фиксации определенного периода детства учитываются анатомичес­кие показатели, особенности протекания физиолог ...

Организация учебно-воспитательного процесса обучения стереометрии
Проектируя развивающее образовательное пространство (предмет, профильный класс, школу и т.д.), необходимо организовать среду, которая обеспечила бы ученику, во-первых, понимание законов функционирования и развития систем различных видов и, во-вторых, обучение деятельности по законам, закономерностя ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru