Лабораторные работы, их роль в учебном процессе

Страница 3

Актуализация опорных знаний и способов деятельности.

Основные теоретические положения, актуализация которых необходима для выполнения практических задач лабораторной работы, обычно составляют раздел методических указаний к лабораторной работе, называемый «Основные теоретические положения», в виде текста и ссылок на рекомендуемые литературные источники. Текст чаще всего составляется путем перечисления, определения и пояснения основных содержательных элементов, знания которых необходимы для выполнения практических задач. Этот раздел студенты могут осваивать на занятии или при подготовке к нему. В любом случае для допуска студентов к выполнению практической части работы следует провести проверку усвоения опорного материала, уделив особое внимание вопросам техники безопасности. В лабораторных работах ознакомительного характера описание опорного материала зачастую входит в состав ориентировочной основы деятельности в виде описания объектов деятельности: натурных образцов, схем, оборудования, приборов и т.д.

Планирование проведения лабораторной работы требует учета ее типа (ознакомительная или экспериментальная), а разработка плана эксперимента – выбора его типа традиционный или факторный. При традиционном планировании изменяется лишь одна независимая переменная, при факторном плане их может быть две и больше.

Формирование ориентировочной основы деятельности. Любое действие, в том числе действия студентов по выполнению лабораторной работы, включает ориентировочную, исполнительную и контрольно-корректировочную части. Ориентировочная часть действия направлена на правильное и рациональное построение исполнительной части или выбор одного из возможных вариантов исполнения. Содержание ориентировочной основы деятельности может быть различным и отличаться как полнотой определения условий выполнения действия, так и обобщенностью и способом получения. Полнота ориентировочной основы деятельности характеризуется наличием или недостатком компонентов в ее структуре, таких как:

- объект преобразования или исходный материал для деятельности (проблемы, задания, заготовки, материалы, компоненты схем и т.д.);

- образ конечного продукта или представление о результатах действий (описание закономерности, численного результата, модели, схемы, образца, изделия и т.д.);

- средства деятельности (справочники, таблицы, приборы, инструменты, а также знания, необходимых законов, фактов, способов преобразования, владение методами и способами выполнения действий в умственной и материальной форме);

- технология деятельности (алгоритм действия, расчетная формула, показ или описание последовательности выполнения операций в виде инструкции, технологической карты и т.д.).

В методических указаниях к лабораторной работе ориентировочная основа деятельности может быть разных типов: полной или неполной, в конкретном или общем виде.

Исполнительная деятельность студентов по выполнению лабораторного задания.

Структура операционной части и исполнительные действия студентов в ознакомительных лабораторных работах чаще всего включают такие действия, как наблюдение, эскизирование, зарисовка схем, запись алгоритма действия, сборка схем, регулирование и наладка механизмов и т.д. В результате выполнения этих лабораторных работ студенты должны демонстрировать такие действия, как: назвать и указать на образце или схеме отдельные конструктивные блоки и объяснить их функциональное назначение, перечислить конструктивные особенности устройства прибора, объяснить характер и указать сферу их использования, зарисовать схему установки или прибора и обозначить отдельные элементы, разобрать или собрать установку, измерительную схему, произвести регулировку или настройку прибора, станка и т.д.

Особым видом лабораторных работ являются те, центральной частью которых является проведение лабораторных учебных экспериментов (экспериментальные работы). По характеру задач, решаемых при выполнении таких лабораторных работ их можно разделить на два вида: работы по освоению методики измерения различных характеристик и работы по изучению поведения, характеристик объектов, измерению этих характеристик в зависимости от условий эксперимента. В последних методы измерения служат основой, базовыми операциями, которые используются студентами при проведении исследований.

В результате выполнения экспериментальных лабораторных работ по освоению методики измерений студенты должны демонстрировать такие умения, как: определять характеристики объектов и измерять их предусмотренными методами с требуемым качеством, использовать методы определения свойств объектов и измерение их характеристик для выполнения экспериментальных заданий, оценивать точность выполненных измерений и характер их интерпретации и т.д. При очевидности вспомогательной функции таких лабораторных работ им следует уделять должное внимание. Не освоив методов исследования и измерения характеристик объектов, студенты не смогут выполнить лабораторные задания по изучению зависимостей, определению влияния различных факторов, так как результаты исследований могут оказаться недостоверными. При выполнении лабораторных работ по освоению методики измерений следует уделять большое внимание отработке методов оценки точности измерений, учету систематических и случайных погрешностей доверительного интервала, возможностей и границ использования отдельных методов и оборудования.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Развитие грамматического строя речи в онтогенезе
Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А. Н. Гвоздева, Т. Н. Ушаковой, А. М. Шахнаровича, Д. Б. Эльконина и др. Архипова Е. Ф. говорит о том, что формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития р ...

Характеристика качеств навыков чтения
Чтение — важный вид речевой деятельности, который вначале выступает только в качестве предмета обучения, затем становится средством обучения и развития детей. В чтении, как и в любой деятельности, выделяются такие основные компоненты, как мотивационно-целевой, исполнительный и контрольный. Под моти ...

Система оценки качества образования
Под качеством образования понимается а) характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реально достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям; б) количественный показатель, соответствующий числу положительных оценок за какую – ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru