Полевые наблюдений

Сбор информации в ходе полевых исследований требует затрат времени на обучение производству наблюдений и выяснение распределения явлений, наблюдаемых в поле. И то, и другое необходимо при изучении таких переменных, как характеристики погоды, растительного покрова, геоморфологических процессов (речной сток, отложение наносов, влияние уклонов), транспортного сообщения, миграционных потоков или поездок на работу и в магазины, пространственного или структурного развития поселений и т. д.

Пожалуй, чаще всего школьники ведут наблюдения погодных условий и регистрацию климатических показателей. Поскольку во многих школах и колледжах есть небольшие метеостанции, учащихся нетрудно организовать для проведения таких наблюдений. Ежедневные наблюдения погоды можно наладить и при отсутствии метеорологической станции. Эти наблюдения в состоянии провести каждый ученик, а кроме того, они всем интересны. Есть и другие способы получения непрерывных рядов данных. Поучительно, например, предпринять небольшое исследование движения транспорта. Для этого надо регистрировать число и тип автомашин, которые проходят через определенную точку за период в несколько часов или за короткий постоянный промежуток времени — полчаса или час — в течение недели.

Другое несложное для выполнения задание состоит в наблюдении за характером использования земли или за растительностью вдоль определенного участка дороги. Выполняя наблюдения через выбранные промежутки времени в течение года, можно получить сведения об изменении высоты, цвета и внешнего вида растений в разные сезоны года.

Чтобы развить и обострить наблюдательность школьников, во время экскурсий полезно заставлять их проводить маршрутные наблюдения. Они оформляются в виде таблицы, включающей географические объекты или их характеристики, которые наблюдались на различных участках пути. В приведенном ниже примере начальный пункт экскурсии — поселение Y0, конечный пункт F,i, a Fi, Y2 и т. д. — промежуточные точки на маршруте. Географические объекты на отрезке пути от Y0 до Y1, от Y1 до Y2 и т. д. указываются в соответствующих колонках таблицы. Ученики должны отметить в таблице особенности местности и достопримечательности, а также записать вопросы, которые могли возникнуть у них при знакомстве с местностью. Полезно, чтобы ученики делали зарисовки встретившихся им объектов, вычерчивали схемы, в частности наблюдавшихся ими пространственных структур и сетей. Желательно сделать схемы дорог, планы деревень, поселений центрального, дисперсного и линейного типов, дренажной сети, изобразить меандры, овраги и ярусы растительного покрова.

Наконец, уместно отметить, что полевая работа не сводится к одним только наблюдениям и их регистрации. То и другое представляет не более чем второстепенный аспект занятий в поле. Полевое исследование стимулирует мышление, и «весь сокровенный смысл работы в поле открывается лишь тогда, когда мышление, разбуженное наблюдениями, становится логичным, глубоким и критичным». Именно достижение этих целей определяет важное воспитательное значение работы в поле и делает ее подлинно научной. Нужно не забывать, что наблюдение превращается в составную часть научного исследования лишь в том случае, если оно сочетается со скрупулезным анализом, размышлениями и выводами. Ценность и оригинальность тех немногих идей, которые возникают при проведении полевых исследований, выясняется не сразу, но для учителя важна искренняя заинтересованность учащихся, а результатом можно считать их опыт самостоятельной работы.

Полезная информация:

Внеклассная работа как средство формирования познавательного интереса
Обучение не просто дает знание, а формирует и развивает личность, ее мировоззрение, культуру, характер. Сообщая учащимся знание, мы воспитываем их нравственно. Нам важно, как направлены эти знания, в каких делах и поступках проявляются. Соединение обучения и воспитания в единый процесс предполагает ...

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мышления у детей дошкольного возраста
Основной деятельностью в дошкольном детстве является игра. Она способствует развитию различных сторон личности ребенка, его познавательных процессов, предметней деятельности и т.д. Игры развивают умственные способности ребенка, речь, воображение, восприятие и пр. Сюжетно-ролевые игры, особенно игры ...

Сущность понятия «милосердие»
Понятие «милосердие» вернулось к нам пройдя большой путь. В послереволюционный период оно считалось отжившим, включалось в некоторые словари русского литературного языка как нечто архаичное, требующее разъяснения. В словарях милосердие определяется как: «Сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, гото ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru