Полевые наблюдений

Сбор информации в ходе полевых исследований требует затрат времени на обучение производству наблюдений и выяснение распределения явлений, наблюдаемых в поле. И то, и другое необходимо при изучении таких переменных, как характеристики погоды, растительного покрова, геоморфологических процессов (речной сток, отложение наносов, влияние уклонов), транспортного сообщения, миграционных потоков или поездок на работу и в магазины, пространственного или структурного развития поселений и т. д.

Пожалуй, чаще всего школьники ведут наблюдения погодных условий и регистрацию климатических показателей. Поскольку во многих школах и колледжах есть небольшие метеостанции, учащихся нетрудно организовать для проведения таких наблюдений. Ежедневные наблюдения погоды можно наладить и при отсутствии метеорологической станции. Эти наблюдения в состоянии провести каждый ученик, а кроме того, они всем интересны. Есть и другие способы получения непрерывных рядов данных. Поучительно, например, предпринять небольшое исследование движения транспорта. Для этого надо регистрировать число и тип автомашин, которые проходят через определенную точку за период в несколько часов или за короткий постоянный промежуток времени — полчаса или час — в течение недели.

Другое несложное для выполнения задание состоит в наблюдении за характером использования земли или за растительностью вдоль определенного участка дороги. Выполняя наблюдения через выбранные промежутки времени в течение года, можно получить сведения об изменении высоты, цвета и внешнего вида растений в разные сезоны года.

Чтобы развить и обострить наблюдательность школьников, во время экскурсий полезно заставлять их проводить маршрутные наблюдения. Они оформляются в виде таблицы, включающей географические объекты или их характеристики, которые наблюдались на различных участках пути. В приведенном ниже примере начальный пункт экскурсии — поселение Y0, конечный пункт F,i, a Fi, Y2 и т. д. — промежуточные точки на маршруте. Географические объекты на отрезке пути от Y0 до Y1, от Y1 до Y2 и т. д. указываются в соответствующих колонках таблицы. Ученики должны отметить в таблице особенности местности и достопримечательности, а также записать вопросы, которые могли возникнуть у них при знакомстве с местностью. Полезно, чтобы ученики делали зарисовки встретившихся им объектов, вычерчивали схемы, в частности наблюдавшихся ими пространственных структур и сетей. Желательно сделать схемы дорог, планы деревень, поселений центрального, дисперсного и линейного типов, дренажной сети, изобразить меандры, овраги и ярусы растительного покрова.

Наконец, уместно отметить, что полевая работа не сводится к одним только наблюдениям и их регистрации. То и другое представляет не более чем второстепенный аспект занятий в поле. Полевое исследование стимулирует мышление, и «весь сокровенный смысл работы в поле открывается лишь тогда, когда мышление, разбуженное наблюдениями, становится логичным, глубоким и критичным». Именно достижение этих целей определяет важное воспитательное значение работы в поле и делает ее подлинно научной. Нужно не забывать, что наблюдение превращается в составную часть научного исследования лишь в том случае, если оно сочетается со скрупулезным анализом, размышлениями и выводами. Ценность и оригинальность тех немногих идей, которые возникают при проведении полевых исследований, выясняется не сразу, но для учителя важна искренняя заинтересованность учащихся, а результатом можно считать их опыт самостоятельной работы.

Полезная информация:

Методические секреты работы с диаграммами
Диаграммы являются важной формой коммуникации. Для научения этому виду коммуникации, нужно овладеть языком диаграмм в совершенстве, мы предлагаем несколько последовательных методических шагов, нацеленных на пополнение словарного запаса преподавателя иностранного языка, приобретение и овладение навы ...

История становления организаций для детей и подростков
В данном параграфе речь пойдет об истории становления учреждений и организаций для детей и подростков, а также о их непосредственных задачах, средствах и методах их работы на различных исторических этапах. История создания детских общественных организаций начинается с дореволюционной России. Первые ...

Формирование базовых компетенций в технологии проблемного обучения
Руководитель образовательной программы «Школа 2100» академик А.А. Леонтьев считает креативный принцип обучения самым важным. Главным, но не единственным путём реализации креативного принципа является проблемное обучение, которое обеспечивает творческое усвоение знаний. В результате психолого-педаго ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru