Наблюдение за поведением. значение наблюдения и его признаки

Образование и воспитание » Методические критерии качества измерений в общественных науках » Наблюдение за поведением. значение наблюдения и его признаки

Страница 1

"Наблюдение — основной метод общественных наук, занимающихся эмпирическими исследованиями, и педагогики". Наблюдение за поведением является основным методом и педагогической диагностики. Педагоги могут пользоваться этим методом практически постоянно, в то время как все остальные методы находят, скорее, спорадическое применение. Наблюдение дает информацию, которую невозможно получить другим способом, например, из-за того, что:

- респонденты иногда отказываются давать информацию или сообщают — то ли умышленно, то ли неосознанно — ложные сведения;

- при опросе внимание респондента с самого начала обращается на определенную установку, которую он в своих ответах уже не может не учитывать;

- часто требуется получить информацию о третьем лице, что бывает подчас и затруднительно, и бестактно.

В школе и аналогичных общественных институтах педагог, напротив, имеет возможность наблюдать за всем тем, что происходит перед его глазами, а это очень многое. Иногда он видит так много, что может просмотреть самое главное, ибо "смотреть" еще не значит "наблюдать".

Тот, кто во время перемены идет по школьному двору, не имея определенных целей наблюдения, "видит" множество лиц и является свидетелем различных событий. Однако если по окончании перемены ему задать конкретные вопросы, скажем, о частотности агрессивных действий и их тяжести, о речевых контактах между девочками и мальчиками 5-го и 6-го классов, о неформальных игровых группах, то он растеряется от обилия вопросов. Он видел н воспринял многое, однако он не "вел наблюдение" с определенной целевой установкой. Ненаправленное зрительное восприятие называют также "наивным наблюдением", в то время как о "систематическом, или научном, наблюдении" говорят лишь в том случае, если наблюдение сопровождается постановкой определенных вопросов или целей.

Кёниг предлагает следующее определение: "Связь с миром устанавливают органы чувств, и с их помощью мы приобретаем необходимые знания. В этом самом общем смысле наблюдение есть один из способов познания мира, причем путь от непосредственного (наивного) наблюдения к научному наблюдению лежит через последовательное обострение нашего восприятия мира посредством многочисленных способов наблюдения, которые, естественно, меняются в соответствии с трактуемыми нами размерами реального мира".

По Аттесландеру, наблюдение может быть признано научным методом лишь в том случае, если оно:

"1) служит конкретной научной цели, т. е. проводится в рамках научной теории и осуществляется целенаправленно и системно;

2) систематически планируется и не отдается на волю случая;

3) сопровождается систематическим ведением записей;

4) может быть принципиально подвергнуто повторным проверкам и контролю на предмет валидности и точности" (АНез-1алаег. 1969, 126).

В первом пункте вместо "научная цель" поставим "диагностическая цель", признав все эти требования актуальными н для педагогической диагностики, несмотря на трудность их реализации.

К наблюдению должно предъявлять высокие требования еще и потому, что только с его помощью могут быть решены очень ответственные педагогические задачи аттестации учащихся. В своих отчетах, отзывах и т. п. учитель обязан не только давать оценку поведению учащегося, но и делать выводы о характерных особенностях этого поведения, а также прогнозировать его будущее развитие. Тот, кто ставит воспитательные задачи в центр внимания, должен оценивать также и достижение социально-эмоциональных учебных целей. Здесь диагностические средства могут привлекаться лишь частично. Чаще всего учителя и воспитатели вынуждены обращаться к своим наблюдениям.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Организационно-педагогические условия культурно-досуговой деятельности, способствующие проявлению и развитию социальной компетентности студента
В условиях изменившейся парадигмы образования, когда главным стало не только наличие у выпускника определённой суммы знаний, умений и навыков, а его личностные «приращения», социальная компетентность приобретает всё большую значимость. Социальная компетентность определяет весь жизненный путь челове ...

Применение принципа наглядности
Напомню, что один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат строго зафиксированные научные закономерности: органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 р ...

Содержание, условия и этапы развития речи с помощью театрально-игровой деятельности
Изучив проблему развития речи дошкольников, проанализировав научно-педагогическую литературу по этой проблеме и поставив перед собой рабочую гипотезу, мы поставили целью исследования – выявить уровень влияния использования театрально-игровой деятельности на развитие речи детей старшего дошкольного ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru