Наблюдение за поведением. значение наблюдения и его признаки

Образование и воспитание » Методические критерии качества измерений в общественных науках » Наблюдение за поведением. значение наблюдения и его признаки

Страница 1

"Наблюдение — основной метод общественных наук, занимающихся эмпирическими исследованиями, и педагогики". Наблюдение за поведением является основным методом и педагогической диагностики. Педагоги могут пользоваться этим методом практически постоянно, в то время как все остальные методы находят, скорее, спорадическое применение. Наблюдение дает информацию, которую невозможно получить другим способом, например, из-за того, что:

- респонденты иногда отказываются давать информацию или сообщают — то ли умышленно, то ли неосознанно — ложные сведения;

- при опросе внимание респондента с самого начала обращается на определенную установку, которую он в своих ответах уже не может не учитывать;

- часто требуется получить информацию о третьем лице, что бывает подчас и затруднительно, и бестактно.

В школе и аналогичных общественных институтах педагог, напротив, имеет возможность наблюдать за всем тем, что происходит перед его глазами, а это очень многое. Иногда он видит так много, что может просмотреть самое главное, ибо "смотреть" еще не значит "наблюдать".

Тот, кто во время перемены идет по школьному двору, не имея определенных целей наблюдения, "видит" множество лиц и является свидетелем различных событий. Однако если по окончании перемены ему задать конкретные вопросы, скажем, о частотности агрессивных действий и их тяжести, о речевых контактах между девочками и мальчиками 5-го и 6-го классов, о неформальных игровых группах, то он растеряется от обилия вопросов. Он видел н воспринял многое, однако он не "вел наблюдение" с определенной целевой установкой. Ненаправленное зрительное восприятие называют также "наивным наблюдением", в то время как о "систематическом, или научном, наблюдении" говорят лишь в том случае, если наблюдение сопровождается постановкой определенных вопросов или целей.

Кёниг предлагает следующее определение: "Связь с миром устанавливают органы чувств, и с их помощью мы приобретаем необходимые знания. В этом самом общем смысле наблюдение есть один из способов познания мира, причем путь от непосредственного (наивного) наблюдения к научному наблюдению лежит через последовательное обострение нашего восприятия мира посредством многочисленных способов наблюдения, которые, естественно, меняются в соответствии с трактуемыми нами размерами реального мира".

По Аттесландеру, наблюдение может быть признано научным методом лишь в том случае, если оно:

"1) служит конкретной научной цели, т. е. проводится в рамках научной теории и осуществляется целенаправленно и системно;

2) систематически планируется и не отдается на волю случая;

3) сопровождается систематическим ведением записей;

4) может быть принципиально подвергнуто повторным проверкам и контролю на предмет валидности и точности" (АНез-1алаег. 1969, 126).

В первом пункте вместо "научная цель" поставим "диагностическая цель", признав все эти требования актуальными н для педагогической диагностики, несмотря на трудность их реализации.

К наблюдению должно предъявлять высокие требования еще и потому, что только с его помощью могут быть решены очень ответственные педагогические задачи аттестации учащихся. В своих отчетах, отзывах и т. п. учитель обязан не только давать оценку поведению учащегося, но и делать выводы о характерных особенностях этого поведения, а также прогнозировать его будущее развитие. Тот, кто ставит воспитательные задачи в центр внимания, должен оценивать также и достижение социально-эмоциональных учебных целей. Здесь диагностические средства могут привлекаться лишь частично. Чаще всего учителя и воспитатели вынуждены обращаться к своим наблюдениям.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Формирующий эксперимент и его статистическая обработка
Эксперимент проводился на базе Нижнекамского муниципального института со студентами очного (6 человек) и заочного (5 человек) отделения. Для проверки остаточных знаний и получения зачета студенты очного отделения проводился по рейтингу (накопление баллов за посещаемость, активностью на уроках, напи ...

Оценка результативности проведенной индивидуальной работы
С целью выявления эффективности работы по составленному нами плану по развитию индивидуальных особенностей памяти проведена контрольная диагностика со всеми учащимися класса. Учащимся было предложено выполнение тестов, которые сходны по цели и методике проведения с теми, что проводились в ходе перв ...

Принцип доступности
Означает требования соответствия со­держания и методов обучения и воспитание, а также объема изу­чаемого материала возрастным особенностям воспитанников, уровню их интеллектуального, нравственного и эстетического развитии. Организуя обучение и воспитание на высоком уровне научности, учитель-воспита ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru