Модульное структурирование и организация учебных занятий по стереометрии

Образование и воспитание » Разработка модели обучения школьному курсу стереометрии на модульной основе » Модульное структурирование и организация учебных занятий по стереометрии

Страница 3

В зависимости от темы урока учитель ставит его цель или предлагает сделать это самостоятельно учащимся. Важная задача учителя – донести цель работы до учеников, выработать умение у них ставить перед собой цели в соответствии с задачами урока. Учитель выделяет на основе триединой дидактической цели (ТДЦ) важнейшие задачи урока с учетом особенностей и возможностей классного коллектива. Цель учебной деятельности ученика – это предполагаемый результат, она формируется через эффективность обучения, выраженную в действиях учеников. Формулировка цели начинается со слов: «Учащийся в конце урока (темы) знает, умеет, понимает, объясняет, доказывает, применяет, оценивает, анализирует и пр.»

Содержание учебного материала подбирается в соответствии с темой урока и ТДЦ, но оно должно соответствовать государственному стандарту. В нем реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации, связь с жизнью, потребностями общества, личным опытом и интересами школьников. Содержание отражает межпредметные связи с целью формирования целостной научной картины мира. Учитель выделяет важнейшие научные понятия, теоретические положения, закономерности, главное, существенное в содержании обучения. Объем учебного материала, выносимого на урок, должен быть оптимальным, не перегружать учащихся и не быть недостаточным. Необходимо обеспечить связь смысла данного урока с ранее изученным материалом. Выбор методов обучения осуществляется педагогом исходя из ТДЦ и его содержания.

Таблица 6

Классификация типов уроков по целям

Цель

Тип урока

Логика построения урока

Восприятие и первичное осознание нового материала

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Мотивация → актуализация опорных знаний → восприятие, осмысление и первичное запоминание → проверка усвоения → закрепление → анализ

Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений по их применению

Закрепление новых знаний

Мотивация → актуализация ведущих способов и действий → восприятие образца применения знаний → самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуации → самоконтроль и контроль → коррекция

Выработка умений самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия

Комплексное применение знаний

Мотивация → актуализация комплекса знаний → образец применения знаний → самостоятельное применение в сходной и новой ситуациях → самоконтроль и контроль → коррекция

Усвоение знаний и способов действий в комплексе и системе

Обобщение и систематизация знаний

Мотивация → анализ содержания учебного материала → выделение главного → обобщение и систематизация → установление внутрипредметных и межкурсовых связей, мировоззренческих идей

Определение уровня овладения знаниями и способами деятельности

Проверка, оценка и коррекция знаний

Мотивация → самостоятельное выполнение контрольных заданий → самоконтроль → контроль → анализ → оценка → коррекция

В литературе существует ряд подходов и классификаций методов обучения (МО): И.Я. Лернера, М.Н, Скаткина, Ю.К. Бабанского и др. Классификация их, предложенная Ю.К. Бабанским, является наиболее полной и приемлемой в практической работе.

Таблица 7

Классификация методов обучения (по Ю.К. Бабанскому)

Методы обучения

Основная подгруппа

Отдельные методы обучения

1. Методы стимулирования и мотивации учения

1.1. Методы формирования интереса к учению

1.1. Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования

1.2. Методы формирования чувства долга и ответственности в учении

1.2. методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований

2. Методы организации и осуществления учебных действий и операций

2.1. Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств):

словесные

наглядные

аудиовизуальные

практические

Лекция, рассказ, беседа

Иллюстрация, демонстрация

Сочетание словесных и наглядных

Упражнения

2.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций)

Индуктивные, дедуктивные, аналогии и пр.

2.3. Гностические методы (организация и осуществление логических операций)

Проблемно-поисковые (проблемное изложение, эвристический, исследовательский), репродуктивные (инструктаж, иллюстрирование, объяснение и практическая тренировка)

2.4. методы самоуправления учебными действиями

Самостоятельная работа

3. Методы контроля и самоконтроля

3.1. методы контроля

Устный, письменный, лабораторный и машинный контроль, самоконтроль

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Использование различных видов игр в условиях семьи с целью укрепления здоровья детей
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В процессе игры развиваются духовные и физиче ...

Использование проектной деятельности на уроках технологии
Цели новой образовательной области «Технология» будут достигнуты, если учащиеся будут выполнять проекты, которые включают усвоение информации, овладение рабочими приемами, технологическими операциями и, что не менее важно, оценочным соотношением к планируемым и достигнутым результатам трудовой деят ...

Консолидированное мнение о проекте закона «Об образовании», опубликованном 01.12.2010 г
1. Крупнейший недостаток проекта закона «Об образовании» - отсутствие в нем уровня «начальное профессиональное образование» (НПО). Такое явление крайне опасно как в социальном, так и в экономическом плане. Исчезновение такого важнейшего звена как НПО, имеющего стратегическое, политическое, экономич ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru