Выявление уровня развития связной диалогической речи у детей средней группы

Образование и воспитание » Развитие связной речи дошкольников в сюжетно-ролевой игре » Выявление уровня развития связной диалогической речи у детей средней группы

Страница 1

Для выявления уровня сформированности у детей диалогической речи, необходимо было проведение констатирующего эксперимента, целью которого стало: выявить уровень сформированности диалогической речи у детей. База эксперимента – МДОУ ЦРР №17 «Гномики». В эксперименте приняло участие 10 детей средней группы. В экспериментальную группу вошли: Саша Б., Артем Г., Саша Н., Саша П., Влад Т., Юля К., Лера С., Матвей Т., Аня П., Влад Е.

Мы проанализировали понятие«диалогическая речь» и выявили, что она состоит из следующих компонентов, которые и стали критериями:

1. Умение вступать в диалог.

2. Умение поддерживать и завершать диалог.

Уровень сформированности данных критериев мы исследовали по следующим показателям:

По первому критерию:

- владение речевыми оборотами для установления контакта;

- легкость или затрудненность контактирования со сверстниками и взрослыми.

По второму критерию:

- умение отвечать на вопросы;

- умение задавать вопросы в ходе диалога;

- умение слушать собеседника;

- умение своевременно вступать в диалог;

- умение завершать разговор.

По каждому критерию нами были выявлены уровни сформированности диалогических умений у детей. Наглядно это представлено в таблице 1.

Таблица 1

Критерии

Высокий

Средний

Низкий

Умение вступать в диалог

Ребенок активен в общении, владеет речевыми оборотами для установления контакта, легко входит в контакт с детьми и взрослыми.

Ребенок активен в общении, входит в контакт с детьми и взрослыми, но испытывает трудности в использовании речевых оборотов для установления контакта.

Ребенок малоактивен в общении, не владеет речевыми оборотами для установления контакта, затрудненно входит в контакт с детьми и взрослыми.

Умение поддерживать и завершать диалог

Ребенок умеет отвечать на поставленные вопросы, умеет слушать собеседника, умеет задавать вопросы в ходе диалога, своевременно вступает в диалог и завершает его.

Ребенок умеет отвечать на вопросы, нозатрудняется в формулировании собственных вопросов в ходе диалога. Своевременно вступает в диалог, но не всегда завершаетего, недослушивает собеседника до конца, переключается на другие виды деятельности.

Ребенок не всегда верно отвечает на вопросы, т.к. недослушивает собеседника. Самостоятельно в ходе диалога вопросов задает очень мало, поэтому отмечается несвоевременность вступления в диалог.Не всегда завершаетего, переключается на другие виды деятельности.

Для выявления уровни сформированности диалогических умений. Нами были использованы следующие диагностические средства:

- для выявления умения вступать в диалог была использована беседа по теме: «Наша дружная семья»;

- для выявления умения поддерживать и завершать диалог нами были использованы беседа по сюжетной картине«Зимние забавы» и сюжетно-ролевая игра «Поликлиника».

Для проведения беседы мы подготовили фотографии большой семьи одного из детей, набор геометрических фигур разного цвета (большие и маленькие). Перед беседой мы провели «эстетическую» зарядку «Делай как я», тем самым установили с ребенком контакт. Затем приступили к беседе в вопросно-ответной форме.

- Дети, посмотрите на эту фотографию. Как вы думаете, кто эти люди? Как можно назвать их, одним словом? (Семья). Здесь не только мама, папа и ребенок, но и еще двое взрослых, кто они? (Дедушка и бабушка). У кого из вас большая семья? С кем вы живете? Посмотрите, какие лица у взрослых и детей на этой фотографии? Как вы думаете, взрослые в семье заботятся друг о друге? Расскажите, как папа помогает маме. Как мама заботиться о папе? Как они помогают дедушке с бабушкой? Как взрослые заботятся о вас? А как вы помогаете взрослым? У некоторых из вас есть братья и сестра? Расскажите, как вы помогаете заботиться о младшем брате, сестре? Как дружите со старшим братом, сестрой?

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Проблема речевого развития младшего школьного возраста в научной литературе
Связная монологическая речь, представляя собой многоаспектную проблему, является предметом изучения разных наук — психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики. В психологической и психолингвистической литературе связная (или монологическая, или конт ...

Понятие креативности
Креативность - способность к умственным преобразованиям и творчеству; очень близко по смыслу к понятию «творческое мышление». Креативность включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает что-либо, не существовавшее ...

Проблема непроизвольного и произвольного запоминания в отечественной психологии
Советскими психологами проведен ряд исследований по истории отечественной психологии (Ананьев, 1945, 1947; Теплов, 1945, 1948; Рубинштейн, 1955; Костюк, 1952, 1954, 1955; Соколов, 1957, и др.). Исследователи, с одной стороны, единодушно указывают на неразрывную связь развития психологической науки ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru