Элементарную работу с синонимами начинают в I классе. Учитель постоянно обращает внимание учащихся на встречающиеся в текстах синонимы и их градацию {светлое, солнечное небо).
Во II классе учащиеся подбирают группы из 2-3 синонимов. Обычно при подборе синонимов они располагаются по нарастающей степени качества: большой, огромный, громадный. Целесообразно вводить группы из трех синонимов и более. Примеры простейших упражнении с синонимами:
Дается список слов, относящихся к одной части речи:
В списке две синонимические группы и одно-два «конфликтных» слова. Задание состоит в том, чтобы из этого списка выписать или вычленить устно эти группы:
бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется, глаз не сводит.
1. Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака (градация синонимов); огромный, гигантский, большой. Затем с этими словами составляются предложения, позволяющие уточнить значения каждого слова.
3. Подбор синонимов к данному слову. Затем со всеми словами составленного ряда составляются предложения.
4. Замена синонима в предложении. Включаются поочередно разные синонимы и определяется, в чем различие значений этих слов.
5. Выбор наиболее точного слова из двух-трех синонимов.
Главная цель всякого лексического упражнения — использование слов в собственной речи. Как используют учащиеся в своей речи синонимы? Опыт и специальная проверка показывают, что дети неплохо овладевают синонимами, если их систематически тренировать в этом на уроках.
Антонимы — слова с противоположным значением. Они используются в речи для контраста, для построения антитезы. Контрастные картины, поставленные рядом, воспринимаются ярче.
Работа с антонимами, как и с синонимами, начинается с анализа художественного текста, но затем вводятся и специальные упражнения:
1. Подбор антонимов к данным словам:
тьма — . холодный- .
2. Составление предложений с антонимами, точнее — с парами антонимов;
3. Замена антонима в предложении:
Заяц бегает быстро. Черепаха ползает .
4. Продолжение начатого предложения с антонимами:
В поле холодно, а в беличьем домике .
5. Подбор антонимов к многозначным словам:
свежий хлеб — . хлеб свежий ветер — . ветер -
6. Составление параллельных синонимических рядов:
старый, ветхий — новый, крепкий. Связь синонимии и антонимии — один из принципов словарной работы.
Работа над смешиваемыми словами — это, в сущности, работа по уточнению значений слов и их возможных сочетаний. Младшие школьники часто смешивают сходные слова: войти и зайти, надеть» одеть. Словарики паронимов приводятся в методических пособиях по развитию речи. Дети практически усваивают, что одеть можно кого-то, а надеть что-то.
Внимание к выбору слов подготавливает почву для стилистической дифференциации текстов, которая постепенно вводится в Ш-IV классах в процессе развития речи.
Многозначность слов и омонимы. С многозначностью слов (полисемией) школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают ее. К пониманию многозначности дети приходят от иносказания {Солнышко спать пошло). Впервые с многозначностью слов дети встречаются в период обучения грамоте, читая тексты «Азбуки» ("Букваря"). Основой работы над многозначностью в это время является анализ слов из прочитанного текста, разграничение их значения. Но, кроме того, проводятся специальные упражнения:
1. Подобрать слова, которые имели бы по 2-3 значения;
на каждое значение составить предложения. Объяснить значения слов.
2. Сравнить значения слов в сочетаниях:
Идут часы — идут дети — идёт строительство.
3. Подобрать близкие по смыслу слова- (синонимы) к каждому значению данных слов: сырой картофель — . сырая земля — .
4. Подобрать противоположные по смыслу слова (антонимы) к каждому значению данных слов: сырой песок — . сырой картофель — .
От многозначности слов дети переходят к омонимам, которые обычно даются им в занимательных, игровых материалах: Несет меня лиса за темные леса.
Теоретический материал по многозначности и омонимам в начальных классах не дается, и формирование соответствующих понятий проходит лишь подготовительную стадию.
Программа начальных классов не предусматривает специальной работы над фразеологическими единицами. Следовательно, встречающиеся в художественной литературе обороты должны разъясняться без анализа их типов и внутренней структуры.
Фразеологизмы, как правило, метафоричны, т.е. опираются на иносказание, на многозначность слова, на его способность выступать в дополнительных, «образных» значениях. Поэтому объяснения фразеологизмов следует проводить не только путем замены соответствующими синонимами, но и способом развернутого объяснения, с указанием на изобразительное значение фразеологической единицы. Обычно работа с фразеологизмом завершается составлением предложения с нею.
Полезная информация:
Непроизвольное запоминание и деятельность
Одним из наиболее весомых исследователей в области психологии памяти является, конечно, П.И. Зинченко. Широко известны многие его публикации и эксперименты. Наиболее знакомым и известным является эксперимент с картинками и числами. «Для раскрытия закономерных связей и зависимостей непроизвольного з ...
Влияние самооценки на восприятие учебного материала в старшем школьном
возрасте
Как уже было сказано выше, на самооценку, самоопределение, самоутверждение юношей и девушек влияют множество факторов – это семейное воспитание, взаимоотношения со сверстниками, конечно же, школа, учебные заведения, которые посещает юноша или девушка, успеваемость. У многих людей существует глубоко ...
Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей системе
воспитания с учетом современных требований
Работа по физическому развитию пронизывает всю организацию жизни детей в семье и дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, все виды детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В дошкольном учреждении режим дня ребенка предусматривает ...