Создание и организация новой школы

Страница 2

школа крестьянской молодежи (ШКМ), являющаяся продолжением школы I ступени для сельской молодежи;

школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) преимущественно для рабочих-подростков с профессиональной установкой, но с сохранением общеобразовательных знаний в объеме семилетней школы;

рабочий факультет, дававший среднее образование рабоче-крестьянской молодежи, поступающей затем в своем большинстве в высшие учебные заведения.

К концу 20-х годов сеть школ и число учащихся было значительно выше, чем в 1914 году. Еще важнее было то, что росла сеть не только начальных школ, но и семилетних и средних. С 1922 по 1926 год число учащихся в семилетних школах выросло более чем в 3 раза - с 180 тыс. до 635 тыс. человек.

XVI съезд Коммунистической партии, проходивший в 1930 году, признал основной задачей проведение всеобщего обязательного первоначального обучения и ликвидацию неграмотности. К этому времени грамотность населения сильно возросла (с 33% в 1916 году до 62,6% в 1930 году), но более 1/3 населения Советского Союза все еще оставалось неграмотной, а в сельских местностях этот процент был намного выше.

14 августа 1930 года Центральным Исполнительным Комитетом и Советом Народных Комиссаров Союза ССР было принято постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». Статьи этого закона гласили:

Ввести с 1930-1931 г. повсеместно в Союзе ССР всеобщее обязательное обучение детей (мальчиков и девочек) в возрасте 8, 9 и 10 лет в объеме не менее четырехлетнего курса начальной школы. В соответствии с этим принять осенью 1930 года в трудовую школу всех детей этих возрастов, которые до настоящего времени не обучаются в школе.

Установить в 1930-1931 г. обязательное прохождение всего курса школ I ступени (первых четырех групп трудовой школы) для всех детей, обучающихся в этих школах, независимо от возраста.

Ввести с 1930-1931 г. обязательное обучение детей (мальчиков и девочек) в возрасте от 11 до 15 лет, не прошедших первых четырех групп трудовой школы. Для них организуются ускоренные специальные двухгодичные и одногодичные школы-курсы и группы при школах (в зависимости от их подготовки).

Ввести с 1930-1931 г. всеобщее обязательное начальное обучение детей (мальчиков и девочек) в объеме школы-семилетки в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках, установив обязательное прохождение всего курса семилетней школы для всех детей, оканчивающих школу I ступени (первые четыре группы трудовой школы), начиная с окончивших в 1929-1930 г…

Обязанность посылать в школу детей, для которых введено обязательное обучение, возлагается на их родителей, а также на тех лиц и на те учреждения, на попечении которых находятся дети…, чтобы обеспечить школы всеобщего начального обучения необходимыми педагогическими кадрами, поручить правительствам союзных республик провести следующие мероприятия:

а) срочно развернуть сеть педагогических институтов и техникумов, а также специальных педагогических курсов, увеличить количество учащихся в них…

в) привлечь к работе по всеобщему обучению в порядке производственной практики учащихся педагогических учебных заведений…» Роль учителя в процессе обучения значительно возросла. Для руководства воспитательной работой в каждой группе (классе) были учреждены должности групповодов (с 1934 года - классных руководителей). В результате перестройки учебно-воспитательной работы повысился уровень общего образования советских школьников.

С введением всеобщего обязательного начального обучения сильно возросла сеть педагогических техникумов (переименованных позже в педагогические училища), подготовляющих учителей начальных школ. В связи с ростом сети семилетних и средних школ в 1933 году были учреждены двухгодичные учительские институты для подготовки учителей V-VII классов.

Так как темпы введения всеобщего обязательного начального обучения превышали темпы выпуска учителей, окончивших педагогические техникумы, начиная с 1931 года было открыто несколько тысяч краткосрочных курсов для подготовки учителей начальных школ.

Большой размах получило заочное педагогическое образование, организованное для учителей, работающих в школах, - заочные отделения педтехникумов, учительских и педагогических институтов.

Повышением квалификации учителей занимались институты усовершенствования учителей, созданные во всех областных центрах. В результате принятых энергичных мер по подготовке учителей число их за 10 лет (1930-1940) увеличилось в СССР более чем в два с половиной раза: в 1930 году было 481286 учителей, а в 1939/40 учебном году - 1 238000.

В постановлении ЦК ВКП(б)"О начальной и средней школе» (1931) было указано на необходимость повышения значения и авторитета учителя. В ряде последующих постановлений - «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (1932), «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936) - ЦК ВКП(б) снова указал на необходимость повышения авторитета учителя и отметил, что учитель является центральной фигурой учебного процесса в школе.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Двухпредметная система “погружения”
Данная модель концентрированного обучения заключается в том, что в течение нескольких дней “каждый класс в отдельности занимается только двумя предметами”. “Учебный день состоит из двух учебных блоков, с интервалом между ними в 40 минут. Продолжительность блока — 120 минут (4 урока по 30 минут), пе ...

Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста посредствам сенсорного воспитания
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих художественных способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необ­ратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошко­льном детстве. Изобразительная деятельность дошкольников з ...

Возможности театрализованной деятельности в формировании выразительности речи у старших дошкольников
Процесс формирования выразительности речи выступает перед дошкольником как особая область объективных отношений, которую он постигает в процессе практического использования языка, в некотором смысле, система языка «извлекается ребёнком» из речи окружающих людей. Особая роль в процессе формирования ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru