Опыт учителей по развитию самоконтроля в учебной деятельности младших школьников

Страница 3

Ученики начальной школы, прошедшие обучение приемам самоконтроля по схемам «пирамидам», показали в V классе (по сравнению с контрольными классами) высокий уровень социально-психологической адаптации, деятельностной самоорганизации и регуляции.

По результатам проведенного исследования выявлено, что 92% детей, обучаясь в старших классах, продолжают использовать алгоритм СК, заданный «пирамидами».

Б. «Линеечки»

(по материалу статьи «Расскажи о себе, не используя ни одного слова», автор Анастасия Горелова)

Есть сильная потребность зафиксировать находки детей вовремя фронтальной работы и работы в группах, чтобы отметить содержательность усилий каждого. В то же время невозможно заваливать учеников пятерками или похвалами, и приходится как-то решать проблему многофакторного оценивания.

Мне пришлась по вкусу оценочная технология «Линеечки», которая описана в психологической литературе и которой пользуются многие учителя. И главное, «Линеечки» приучают ребенка к внутренней «кухне» оценивания, учат самооценке.

Итак, каждому ученику выдается листочек с вертикально расположенными линеечками. Для удобства определения уровня все линеечки длиной в 100 мм. Каждая линеечка озаглавлена сверху и снизу. Нетрудно понять, как устроены эти линеечки: сверху высокая степень некоего качества, снизу самая низкая, и надо поставить крестик на той высоте, на которой ты оцениваешь это качество у себя. Сколько должно быть линеечек? 15–20, это оптимальное количество вопросов для раскрытия любого содержания, обычно я ставлю 16.

В заглавиях линеечек можно использовать названия умений, которые осваивались на уроках по теме (на каждом уроке не получится, потому что эта работа занимает в классе не менее 15 минут). И тут открывается много интересного для учителя.

Оказывается, во-первых, что если ты заранее, накануне изучения темы, определил для себя хотя бы 10 таких параметров, еще шесть обязательно «подбираются» по дороге, в процессе. Во-вторых.

На уроках ты невольно более явственно «даешь знать» детям, куда их ведешь. В-третьих, просматривая диагностические листы, ты сопоставляешь самооценку ученика и свою оценку того же самого не для установления расхождений, хотя, как правило, ученик относится к себе гораздо строже, чем я к нему, а для того, чтобы убедиться, что процесс усвоения учебной программы идет осознанно, в благоприятной обстановке и нет сигналов тревожности.

А они бывают. Ребенок ставит крестики в самом низу. Не понял, не смог, не разобрался. Сказать об этом на уроке или после урока учителю, который пребывает в вечной суете среди детей, порой просто невозможно. Другое дело – поставить значок на волшебной линеечке, зная, что учитель будет просматривать листочки в спокойной обстановке. Тем более приемлемо, если в результате помощь приходит на самом деле.

Наконец, как не сказать о «долгоиграющем» эффекте линеечек. Намного легче проводить отсроченный контроль, если папки с результатами по темам всегда под рукой. Например, повторение в конце четверти или в конце года я всегда провожу с опорой на сравнение с прежними результатами, и это надо видеть: насколько важным и серьезным делом дети считают самодиагностику. А еще они всегда улыбаются своим значкам.

В. Карты самоконтроля

На открытом уроке в Янинской СОШ (конспект урока см. в приложении) я увидела карты самоконтроля, разработанные учителем начальных классов Мареевой Галиной Иринеевной (МОБУ «Янинская СОШ» Всеволожский район).

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Понятие и характеристика умственной отсталости
Согласно общепринятой оценке, умственной отсталостью страдает приблизительно 2,5-3 % всего населения. По данным, опубликованным в начале 1990-х гг., в мире насчитывалось около 7,5 миллионов людей с умственной отсталостью. При этом лишь у 13 % из этого числа умственная отсталость достигла степени бо ...

Организация и содержание коррекционно-развивающей работы со школьниками с умственной отсталостью на уроках швейного дела
Цель формирующего эксперимента: разработать систему работы, позволяющую эффективно решать задачи развития наглядно-образного мышления учащихся с умственной отсталостью. Задачи: Подобрать и внедрить в педагогический процесс систему дидактических игр и приемов, позволяющих эффективно решать задачи фо ...

Роль и место параметрических уравнений и неравенств в формировании исследовательских умений учащихся
Несмотря на то, что программа по математике средней общеобразовательной школы не упоминает в явном виде о задачах с параметрами, было бы ошибкой утверждать, что вопрос о решении задач с параметрами никоим образом не затрагивается в рамках школьного курса математики. Достаточно вспомнить школьные ур ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru