Опыт учителей по развитию самоконтроля в учебной деятельности младших школьников

Страница 2

Благодаря тому что структура контрольного акта четко закреплена, схемы памятки удобны для использования и запоминания, ученики быстро усваивают их содержание и успешно применяют для самоконтроля на разных уроках.

Проиллюстрируем рассуждения детей на уроке русского языка при выполнении упражнения по каллиграфии: «Буду проверять, как я написала, для того, чтобы меня похвалили. Я помню, что у букв должен быть одинаковый наклон, одинаковая высота, а между буквами одинаковое расстояние. Сейчас я приложу ладошку левой руки к буквам и узнаю, одинаковый ли наклон… Да! А теперь я приложу линейку к верху букв и узнаю, одинаковая ли высота… (Дети с I класса пишут в тетради в широкую линейку.) Чуть-чуть отличаются некоторые буквы, а буква «с» совсем маленькая. Может быть, я поторопилась? В следующий раз буду внимательнее». (Саша С., I класс.)

Систематизировав данные, полученные в течение семилетней работы, были выявлены и описаны 5 уровней развития самоконтроля. Эта информация позволила объективно оценить результативность проведенной работы, направленной на развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников.

С целью анализа условий для развития самоконтроля в учебной деятельности младших школьников нами составлена следующая «Схема наблюдения за деятельностью учителя и учащихся на уроке»:

I. Психологическое целеполагание.

1. Задачи развития итогового СК.

2. Задачи развития пооперационного СК.

3. Задачи формирования прогнозирующего СК.

4. Учет целей (задач) при формулировке учебной задачи.

II. Организация познавательной деятельности.

1. Формирование потребности в СК.

Способность учащихся генерировать разные уровни смыслов.

2. Определение мер для обеспечения условий становления СК:

а) планирование условий проявления СК;

б) использование различных методов, средств для актуализации ранее освоенных

умений СК.

3. Организация деятельности в процессе усвоения нового материала:

а) соотношение внешнего контроля и СК;

б) опора на психологические закономерности формирования СК (создание модели значимых условий; критерии оценки успешности; наличие эталона; способы внесения корректив);

в) учет типичных ошибок, формирование прогнозирующего СК.

4. Особенности организации закрепления результатов работы: обучение переносу ранее усвоенных способов самоконтроля.

III. Организация учащихся.

1. Проявление внутренней дифференциации в осуществлении СК и взаимоконтроля.

2. Наличие возможностей для взаимоконтроля.

IV. Учет возрастных возможностей.

1. Наличие алгоритма пооперационного СК (памяток).

2. Возможность сличения с образцом, заданным в материальной форме или через систему условий.

V. Стиль урока.

1. Организация учебного сотрудничества.

2. Адекватность взаимоотношений, педагогический такт при осуществлении внешнего контроля.

3. Оптимальный расход времени на осуществление учащимися СК.

Работа педагогов со «Схемой наблюдения…» создает условия для развития их профессиональной рефлексии.

С этой же целью разработана и сертифицирована программа повышения психолого-педагогической компетентности педагогов «Ключи к самоконтролю», включающая отработку комплекса конструктивных, оперативных и содержательных умений.

Работа проблемной группы, консультации и семинары по развитию СК в учебной деятельности младших школьников вызывают у педагогов устойчивый интерес.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Обзор методик здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольных образовательных учреждениях
На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способст ...

Периодизация детства и особенности развития детей
К. Д. Ушинский подчеркнул, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна и знать его также во всех отношениях. При выявлении возрастных особенностей детей и фиксации определенного периода детства учитываются анатомичес­кие показатели, особенности протекания физиолог ...

Психолого – педагогический аспект изучаемой темы
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 – 8 классах средней школы и охватывают возраст от 11 – 12 до 14 – 15 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5 класс и происходить на год позже. Особое положение ребенка подростково ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru