Опыт учителей по развитию самоконтроля в учебной деятельности младших школьников

Страница 1

А. «Разноцветные поправки»

Для инициации у школьников потребности в СК, осознания его роли в течение всего периода обучения мы использовали приемы «по собственной инициативе» и «разноцветные поправки» (А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов). Суть последней состоит в том, что учащимся после выполнения работы предлагается сдать тетради для проверки. Тетради собираются, просматриваются, но не оцениваются. Через некоторое время учитель предлагает взять тетради и внести исправления карандашом другого цвета. Затем работы вновь собираются и анализируются. На основании полученных данных можно сделать выводы о наличии потребности в СК.

В I классе детям предоставлялись три попытки внесения разноцветных поправок, во II классе – две, в III и IV классах ученик мог вносить исправления один раз. Опыт показал, что качество и количество внесенных поправок позволяют приблизительно определить уровень развития СК.

Создавая условия для накопления детьми опыта контроля, мы использовали комплекс последовательно усложняющихся заданий, стимулирующих развитие итогового, пооперационного, прогнозирующего СК.

Так, в I классе дети учатся:

– сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме;

– воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем;

– выполнять действия по развернутой инструкции;

– осуществлять самопроверку по плану, включающему 1–2 пункта;

– использовать для СК схемы модели, составленные учителем.

Во II классе ученикам предлагается:

– сравнивать промежуточный результат с эталоном;

– перечислять последовательность действий и операций контроля;

– корректировать памятки;

– выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;

– осуществлять самопроверку по плану, включающему 3–4 пункта;

– участвовать в коллективно-распределенной деятельности по составлению схем, алгоритмов к правилам и определениям.

В III классе ученики тренируются в:

– сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий;

– составлении проверочных заданий для самоконтроля;

– коллективном составлении алгоритмов;

– выполнении действий по инструкции с ограничениями;

– самопроверке по плану с отсутствующими звеньями;

– составлении модели значимых условий деятельности под руководством учителя.

В IV классе школьники упражняются в:

– сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности;

– определении состава действий и операций предстоящей деятельности с анализом субъективных трудностей;

– выполнении действий по общей инструкции;

– самопроверке по плану с отсутствующими (недоопределенными) звеньями;

– самостоятельном корректировании плана проверки;

– целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под руководством педагога.

Такое постепенное усложнение заданий от I к IV классу, возможность многократных упражнений в течение года на разном предметном материале (русский язык, математика, труд, изо, природоведение) способствуют четкой отработке каждого действия СК.

Основой, позволяющей объединить разрозненные действия в единое умение самоконтроля, являются графические образные памятки – «пирамиды самоконтроля» (в I классе дети работают с пирамидой итогового самоконтроля, во II классе – с пирамидой пооперационного самоконтроля, в III классе – с пирамидой прогнозирующего самоконтроля, в IV классе – с обобщенной пирамидой). Данные памятки иллюстрируют общую структуру саморегуляции: постановка цели – создание модели значимых условий – продумывание программы действий – выяснение критериев оценки успешности – оценка результатов деятельности в соответствии с критериями – внесение при необходимости исправлений, коррекция.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Развитие института отцовства
Отцовство – отношение к ребёнку, основанное на факте его происхождения от данного мужчины и выражающееся в заботе о его жизни, здоровье, воспитании и образовании. С биологической точки зрения вклад отца в появление ребёнка ограничивается моментом зачатия, а выхаживание, воспитание младенца осуществ ...

Список литературы по ознакомлению детей с цифрами
1. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или как мы играем в экономику. В учебно-методическом пособии представлена оригинальная методика экономического воспитания старших дошкольников, реализуемая через обогащение привычных видов детской деятельности экономическим содержанием. Приводятся конспек ...

Умственное воспитания ребенка
Стратегия перестройки современного образования предусматривает изменение приоритета целей обучения: от ориентации на усвоение знаний, умений и навыков школа переходит к развивающему обучению. Сегодня школа должна создать все условия, обеспечивающие развитие личности школьника. Современность предъяв ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru